Красивая сервировка стола повсеместно входит в моду, а точнее — возвращается к нам из давно забытых времен, когда семейные трапезы за большим столом случались не только в праздничные дни. Русская культура и традиции — неиссякаемый источник вдохновения для бренда премиального текстиля MOMO FOR HOME, отличительной чертой которого являются великолепные вышивки. А еще MOMO FOR HOME — это клуб по интересам — креативное и уютное пространство для тех, кто ценит красоту, общение и открыт к новым знаниям. Его идейный вдохновитель, радушная хозяйка и бессменный модератор — сооснователь бренда Любовь Алипова утверждает, что тренд на русское снова в моде.
Любовь, расскажите, как вам пришла идея создавать или, точнее, воссоздавать тренд на важность уютных семейных посиделок за красиво убранным столом?
Я коллекционер народного костюма XIX века. Когда люди подходят к нам и видят в магазине экспозицию как в музее, они всегда спрашивают: «Это всё настоящее?» Да, это всё настоящее, отреставрированное. Всё, что надето на манекены, все предметы — от одежды до кокошников и янтарных бус. Я люблю и живопись, вы можете ее видеть здесь, в нашем арт-клубе (показывает на стены). Живопись XIX века, которая отражает аутентичный стиль народного костюма.
С чего родилась идея коллекционировать именно народный костюм и предметы народного быта? Не украшения винтажные, не костюмы Сhanel?
Я училась в МГУ на факультете искусств и заодно коллекционировала современное искусство. И со временем у меня образовалась очень большая коллекция, здесь, в нашем пространстве, часть работ как раз оттуда — Евгения Васильева, Александра Жерноклюева. Но это отдельная история. На самом деле я коллекционировала много чего: и олимпийских мишек, также у меня есть коллекция серебряных ковшиков Фаберже. Но мое сердце отдано народным костюмам. Их у меня более тысячи! Я купила очень большую коллекцию, которую одна женщина собирала 20 лет. В коллекции было 500 предметов. Там, как это часто бывает, было много ненужного, несистемного. Куратор моей коллекции — Андрей Боровский, известный культуролог, искусствовед, смог сделать из нее логичное собрание. Логичной коллекцией мы называем такую коллекцию, где полностью собран костюм. В нем более 25 предметов, он соответствует региону, времени (свадьба, молодка, старушка, вдова) — там целый мир. Я большая поклонница русского стиля, и настаиваю на том, что он сейчас более чем актуален. Синтез современной моды и народных элементов – это не только патриотично, но и ультрамодно.
Как родилась идея бренда столового текстиля?
МОМО FOR HOME — это продолжение нашего модного дома «Мода Москвы» (название бренда MOMO сложено из двух первых слогов материнского бренда). Его история насчитывает, к слову, уже почти два десятка лет – шьем эксклюзивные наряды, есть своя линия кашемира. Довольно часто наши клиенты обращались к нам с просьбами создать «одежду» и для дома. Их отклики вдохновили нас на создание отдельного бренда. Окончательно решение созрело в 2020 году – в пандемию количество заказов для дома стало едва ли не превышать заказы на пошив одежды.
Мне очень понравился ваш слоган.
«Высокая мода для дома» — мы уверены, что так и есть. Мы стремимся выпускать эксклюзивные вещи. При этом наш текстиль не только про эстетику, он дарит великолепные тактильные ощущения, привносит в дом тепло, уют и особую атмосферу.
Ваш бренд премиальный — такие вещи не для всех. И дело даже не в цене, а в ценности. Потому что не все вообще понимают, что на столе должны быть тканые салфетки и скатерть. Я лично голосую за то, чтобы подобные проекты существовали в том числе как пример для подражания. И это тоже тренд. Ведете ли вы блог, пишете там? Проводите мастер-классы?
Всё, что вы сказали, мы уже делаем. Идей и планов еще больше.
«Нести культуру в массы» — этим целям соответствует MOMO ART CLUB и наша некоммерческая организация «Собрание». Проводим мероприятия на своих площадках и часто выступаем приглашенными гостями на фестивалях, форумах, локальных встречах
Здесь, в нашем основном офисе на Тульской, находится не только производство, но и арт-пространство. Здесь, как вы видите, выставлена часть моих коллекций. Вход для всех свободный!
Какие мероприятия проводите?
Здесь, на «Тульской» проводим экскурсии на производство, рассказываем об истории народного костюма. Здесь же основные собрания арт-клуба, лекции и мастер-классы – по искусству, истории моды, сервировкам. Есть пианино времен Александра III, и мы на нем играем. Словом, это гостиная-салон: что-то мы взяли от балов и аристократических собраний прошлого, что-то от советских посиделок на кухне, привнесли современные и актуальные темы и объединили приятных во всех отношениях людей. На наших мероприятиях обычно до 20 человек, атмосфера уютная и располагающая к общению. С большим успехом у нас всегда идут лекции искусствоведа Татьяны Николаевны Мунтян, этнокультуролога Андрея Боровского.
Наш новый формат — дискуссионный клуб с соведущим-психологом. Мы задаем определенную тему, и каждый, кто пришел, может высказываться на эту тему. Обсуждаем и личное, и социальное – а мы бренд, который очень включен в общественную жизнь. Много говорим про дом, и про поиск точек опоры. Такой интерактивный формат очень нравится нашим гостям.
Также у нас есть прекрасная площадка на Пятницкой. Это магазин, сделанный в стиле замоскворецкой квартиры. Здесь случается и винное казино, и старомосковские чаепития. Основная тема, конечно, сервировки и в более широком смысле – культура жизни. Этикет во всех его проявлениях и создание красоты, уюта, гармонии. Кроме того, сейчас открываем арт-кафе и магазин на Патриарших, на него тоже большие планы по мероприятиям.
Как рождаются ваши коллекции? Следите за трендами?
Мы видим себя не последователями трендов. Мы сами создаем тренды на рынке. Стремимся вдохновлять, стать главными в России по современным сервировочным решениям. Да, мы любим и поддерживаем русский стиль, это угадывается во всем, что мы делаем. Тем не менее, мы не видим культуру и ценности как нечто статичное. Важна актуализация и связь с современным миром. Важно так называемое «юзабилити». Да, мы создаем высокую моду для дома, но и прикладные предметы в то же время – то, что можно использовать каждый день в своем доме. По нашим наблюдением, далеко не все люди готовы к экспериментам, не готовы даже к каким-то вещам, которые были в прошлом (у наших родителей, бабушек) из практических соображений. Поэтому стараемся вдохновлять на эксперименты, но в то же время давать какие-то простые готовые решения, чтобы человек приходил к чему-то большему step by step. Об этом мы стараемся говорить и в наших социальных сетях, и на внешних мероприятиях. На Московской неделе интерьера и дизайна, например, я рассказывала, какую роль в доме играет сервировка, что можно сделать малыми средствами. О креативных решениях могут вместе с нами рассказывать дизайнеры – так, Наталья Преображенская сейчас выпускает книгу, где будут представлены наши идеи сервировок.
Существует стереотип, что что-то аутентичное не вписывается, допустим, в современные интерьеры. Вам не приходят предложения с какими-то коллаборациями – например, с масс-маркетом?
Мы не чужды коллабораций, но очень точечных и осмысленных. Так, у нас есть совместная коллекция с Третьяковской галереей – по мотивам гербариев первого русского скульптора и художницы Анной Голубкиной. Наш хороший друг и партнер — ювелир и художник Петр Аксёнов, в Петербурге мы приглашаем всех в наш совместный бутик в гостинице «Англетер» напротив Исакиевского собора. Мы делали и делаем коллекции для тех, кого принято именовать селебритиз. Есть и другие планы, о которых пока не хотелось бы говорить публично.
На пленарном заседании форума Легпрома «Мануфактура 4.0» я слышала о том, что домашний текстиль (спасибо пандемии) продается в России сейчас даже лучше, чем женская одежда. Скоро Новый год. Что больше всего покупают?
Всё, что созвучно празднику: коллекции «Щелкунчик», «Волшебный лес»… Для людей важна узнаваемость и понятные символы. Так, у нас есть Дед Мороз и Снегурочка, и рисунки с открыток советского периода. Но самый популярный запрос на Новый год — продукция с «Щелкунчиком»: скатерти, салфетки, подушки, косметички и несессеры.
С точки зрения бизнес-плана. У вас есть понятие сезонности (под конкретные задачи, праздники). Повторяете коллекции или они всегда новые?
Да, сезонность и событийность присутствуют. Так, к 8 Марта в этом году мы выпустили «Мимозу» — невероятно красивый принт, от него прямо-таки веет весной. И к нему салфетки с вышивкой – такие же яркие и сочные. И знаете, для нас стало приятной неожиданностью, что коллекция стала внесезонным «хитом», ее покупают и заказывают постоянно. К Пасхе мы выпустили коллекцию по мотивам Фаберже. Впрочем, на все основные праздники у нас есть варианты. Пандемия действительно подарила многим подзабытую традицию собираться не только на праздники, но и по выходным пить дома чай, обмениваться новостями. Летом — дачный период. Активно покупаются вышивки с цветами, ягодами, фруктами. Потом осень — это тыква, потом опять начинается Новый год…
Циклично! Часто покупатели приходят и говорят о том, что вроде и прошлогодние салфетки и скатерти еще не испортились, но хочется чего-то нового?
У нас много постоянных клиентов, которые заказывают текстиль для коллег и для своих личных праздников, под новый сервиз или какое-то важное событие. И мы разрабатываем дизайн, следуя их пожеланиям. Кроме того, делаем именные вышивки — с гербами и символами семьи.
Если вы любитель коллекционировать, у вас точно есть новая идея в голове. Что это может быть?
Именно сейчас я сосредоточена на своей коллекции народного костюма. Очень хочу венцы, как у Снегурочек, в русском народном костюме, помните такие, в форме короны? Вообще это кокошник. Их все скупили, когда начался бум на русское в начале XX века, когда устраивались тематические балы 1903 года… Вот я мечтаю приобрести такой кокошник. Мы вдохновляемся такими предметам, отдельные элементы переносим на салфетки, скатерти. В планах — сделать отдельную коллекцию текстиля по мотивам русских костюмов.
Какое-то время назад возникла популярность тренда а-ля рюс на Западе, благодаря в основном модным коллекциям наших дизайнеров. Недавно этот тренд наконец появился и у нас самих. Вы это заметили?
Мы это не просто заметили, мы поддерживаем и в чем-то создаем эти настроения. Естественно, когда ты относишься к этому с душой, приходит и отклик соответствующий. Например, по поводу коллекции костюмов, которую я выкупила: я сама ее не искала, мне написали личное сообщение в соцсети. И это было задолго до тренда а-ля рюс в нашей стране.
У вас есть ощущение, что вы не только делаете что-то классное, но и передаете наследие? Это как важная часть того, что делаешь, — миссия.
Я об этом не думаю, но мне об этом говорят… Для меня самой это естественно и логично. А вот что касается бренда – тут действительно требуется структуризация. Хотя я уверена, что любой сильный бренд обязан своему появлению на свет мощной заряженной эмоции и устремленности к тому, во что ты веришь. Вот мы открыли магазин на Пятницкой. Там огромная витрина, большое окно. Практически во весь магазин. Очень много клиентов приходит благодаря витрине. То есть они идут с улицы, гуляют, смотрят, заходят и проникаются.И для многих это становится местом силы и вдохновения.
Какая у вас аудитория?
Женщины 30+ и очень много мужчин, которые покупают подарки как раз на Пятницкой. Через соцсети не покупают, а вот в живую заходят. Мужчины во многом — более трогательные существа, чем женщины. Ему, например, понравились васильки. Он купил преподавателю, маме, жене. Очень многие мужчины покупают скатерти, например. Кто бы мог подумать, да? (Улыбается.)
Есть ли у ваших изделий какие-то особенные технические характеристики? Скатерти, на которых не остается следов, к примеру.
Это мой любимый трюк: когда приходит клиент, прям при нем выливаем воду, вино, и ничего не происходит. Это водоотталкивающие гобелены — как я говорю, «пуленепробиваемые». В целом же наша идеальная цель — привести человека к тому, насколько приятны натуральные материалы. Могу сказать, что страхи за текстиль сильно преувеличены. Например, люди часто не покупают вещи с вышивкой, потому что не знают, как ее стирать, как ухаживать. А это очень просто – деликатная стирка при температуре до 40 градусов. Это к вопросу о высоких технологиях. Создать красивую и долговечную русскую вышивку помогает дорогая и технологичная японская машина.
Где вы берете качественный текстиль?
Иваново, Кострома, частично Беларусь позволяют нам воплощать все творческие замыслы. Выбираем наиболее дорогие лоты от проверенных поставщиков. Потому что клиент сейчас чувствителен к качеству, и он платит не только за красоту. За то, что портные квалифицированные (у нас не каждый проходит отбор), а ткани — лучшие.
Ваш бренд — это отличный подарок. А бывает, что люди для своих зарубежных друзей или партнеров делают заказы?
Да, заказывают в Швейцарию, Францию. Не то чтобы много, чаще наши русские везут тем русским, которые сейчас уже живут за границей. Или в подарок друзьям-иностранцам.
Вы наверняка уже по заказу клиента можете понять его психологию.
Если это первое знакомство – скорее можем понять интересы или что-то про интерьер. Если заказывают корабли, то явно есть интерес к морской тематике, или душа просит странствий. Или вот недавно заказали с авиацией индивидуальную коллекцию. Недавно мы, например, вышивали яркого петушка: женщина, которой дарили, их коллекционирует. Получилось потрясающе красиво и стильно.
Конечно, когда это третий-пятый заказ, мы лучше понимаем клиента, многие приходят к нам в арт-клуб, становятся друзьями бренда, нашими героями и соавторами.
А может быть такое, что вам заказали индивидуально, а потом вы, спросив разрешения, перенесли это на свою основную коллекцию?
Да, но при этом мы всегда дорабатываем и дополняем коллекцию. Клиенты — это всегда бесценный источник идей и обратной связи. Я сама очень люблю общаться с людьми, и не только на мероприятиях, но и в наших магазинах, на выставках.
Какие тренды касающиеся сервировок сейчас в моде?
Тренд на русское, который мы уже обсудили. А второй… даже не тренд, а неизменный факт — это классический подход к сервировке стола. Белое с кружевом, мережка, канты. Это все очень красиво, и у нас этого много. Тем не менее, мы настаиваем на том, что сервировка стола – очень интересное пространство для экспериментов. Для ярких акцентов, сочетания разных фактур. Мы видим большой потенциал в многослойности, что, кстати, очень по-русски. Помимо скатерти, наши предшественники использовали наперон (мини-скатерть строго по столешнице), к нему дорожку, разные виды салфеток.
Но это приходит с опытом. Человек растет, вкус его меняется. Начинаем с простых сюжетов, заканчиваем сложной историей.