Художник Виктория Спирина создает вечерние и свадебные платья уже больше 10 лет. В 2019 году британский Vogue отметил Victoria Spirina как «интересный бренд от Восточной Европы». В чем специфика ее работы, и как вырос ее бренд — в нашем интервью с Викторией.
Виктория, у меня есть предположение, что вам, скорее всего, в детстве нравилось рисовать красивые платья принцесс и это в какой-то момент стало вашей работой.
Совсем не так. (Улыбается.)
Тогда рассказывайте, как было.
Принцессой я себя видела, но, видимо, в другом жанре. В куклы не играла никогда, я если и обращалась к женским образам, то скорее лепила их. Я с детства была увлечена скульптурой, работала с различными материалами, с природными в том числе. И как-то меня попросили друзья (зная, чем я увлечена) сделать им подарок, некую композицию, в качестве материала были предложены кораллы, ракушки — я сделала букет. Именно такая форма пришла на ум, что это может быть букет. Так как это не должно было быть громоздким и планировалось располагаться в квартире, а я обычно малыми архитектурными формами занималась. Сначала одной знакомой сделала, потом второй, другие увидели — стали просить, потом заказала невеста, которая ехала за границу на море, устраивая там свою свадьбу. Ей захотелось букет не из цветов, а из ракушек. Одна невеста, вторая попросила такой букет… Интересно, подумала я. А когда смотрела на фотографии с этих свадеб, то поняла, что что-то не вяжется…
Что букет классный, а с платьем что-то не то?
Идея красивая, на разрозненные элементы не собираются в единый гармоничный образ. И тогда я подумала, что тканый материал от металла, камней и глины, с которыми я работала, не сильно отличается. Давайте ваять из этого. Давайте решим эту мировую проблему. Если уж такой поток невест собрался на побережье, модно расписываться у океана, давайте их красиво оденем, чтобы они вписывались в пейзаж. Так у нас вышла, по сути, первая в мире полноценная коллекция пляжных свадебных платьев. А дальше оно само как-то стало развиваться.
А невеста — это вообще же отдельная клиентка. Во-первых, это женщина на грани нервного срыва.
Точно. Но у всех этот стресс по-своему проявляется.
А во-вторых, это женщина, которая точно не знает, какое платье она хочет, но хочет быть самой красивой. Как угодить такой сложной покупательнице? Наверное, есть уже какая-то наработанная практика?
Невесты все разные. И они правда почти всегда не понимают, чего хотят. Но хотят чего-то грандиозного совершенно точно. Как угодить? Входим в какое-то сотворчество. Мы пытаемся услышать человека, как он себя видит, что такое красиво для него конкретно. И, исходя из этого, думаем, как всё связать.
Ваши коллекции рождаются уже не из-за индивидуальных каких-то потребностей конкретных девушек, а вы творите, наверное, как-то это примеряя на себя? У вас самой какое свадебное платье было, кстати?
Никакого. (Смеется.) Никогда об этом не мечтала, и не организовывала свадебное торжество, мне это не было интересно. Во-первых, мы начали с альтернативных свадебных платьев. Формат форматом, но я как художник — за основополагающую вещь: за эстетику! Свадебное это платье или костюм для прыжков с парашютом, у всего своя эстетика, и задача художника (в широком смысле слова) — эту красоту найти и подчеркнуть, ну или создать. Поэтому я легко переключилась от масштабной работы с металлоконструкциями, камнем, бетоном и тому подобным на создание одежды. Я за красоту во всем! Материал, каким бы он ни был, — всего лишь один из элементов для создания чего-либо.
Сейчас в черном даже замуж выходят.
Бывает, кстати, довольно много цветных платьев, это правда. Очень многие хотят платье с оттенком. А по форме — да, я создаю то, что нравится мне самой, то, что я на себя бы надела. А то, что это еще кому-то нравится, — просто отлично.
Есть какие-то тенденции в свадебной моде или тенденции — это разовое и следовать им вообще не имеет смысла?
Надо понимать, что свадебные наряды в классическом виде — это всё же ритуальные вещи. Тренды на всё влияют, но некоторыми нюансами, всё это так или иначе мимолетно и незначимо. На моду в целом, как и на все остальные отрасли жизни, влияет технический прогресс. Но это дела долгосрочные.
Я помню, как у меня немного треснуло платье на самом видном месте прямо перед загсом (не выдержало моего напряжения, видно). Можно было, конечно, отменить свадьбу, но я посмеялась, и подруга на мне его зашила. У ваших невест подобные ситуации были?
Вот именно то же самое случилось недавно. Хотя мы и были к этому готовы. Мы эту ситуацию, можно сказать, вместе с невестой и спрогнозировали. (Смеется.) И тоже она присылает фотографии, где она счастливая, смеется, а на ней подруга зашивает молнию. Дело в том, что невеста решила перенести молнию в такое место, в котором ее быть не должно. Мы объясняли как только могли. Она была непреклонна. Но суть я поняла спустя время. После свадьбы она заказывала у нас уже новые, вечерние наряды, и при встрече она мне объяснила. «Виктория, поймите, этот эпизод сделал нашу свадьбу, это запомнится на всю жизнь, нам потом будет над чем посмеяться». Я даже в тот момент ей позавидовала, на самом деле ведь такие казусы и наполняют нашу жизнь яркими красками, оставляют яркие впечатления. И какое право я имею лишать человека его индивидуального опыта.
Зато в следующий раз вы, наверное, не будете идти на компромисс?
Будем, и с удовольствием! Это не компромисс, это живое настоящее исследование.
Это же история про конструирование одежды, с которым не все сегодняшние дизайнеры, кстати, знакомы. А нюансы есть. И когда тебе клиент говорит, что надо сделать…
Часто так и бывает. «Вот я такая, мне так надо». Я на самом деле философски подхожу к этому вопросу, как раз в свете того, что свадебное торжество — очень знаковый и ответственный момент в жизни. Купить платье готовое с вешалки — это одно дело, а когда платье для тебя шьют и это продолжительный период со встречами, обсуждениями, примерками — совершенно другой опыт и отношения с невестой. И я рада разделить с ней это время и помочь реализовать ее мечты. А вот здесь очень тонкий лед. Все люди очень разные, и я часто задаю себе вопрос: «А имею ли я право вмешиваться в чью-то историю?!» Мы, безусловно, подробнейшим образом объясняем процесс работы, у нас первоклассные мастера с колоссальным опытом по всему миру, и технически мы можем воплотить проект любой сложности. Но иногда свое понимание и профессионализм приходится оставить за скобками и дать пространство для эксперимента, для «яркой индивидуальности» и даже для «странности». И это нормально!
Потому что клиент всегда прав.
Нет правых, есть запрос на эмоции, и тогда делаешь что-то невероятное, правую ногу за левое ухо — но мне это безумно нравится! Не одежда ведь самоцель, а переживание, которое она может подарить.
Самый неожиданный эксперимент, который у вас был? Сейчас вы мне скажете, что вы пришивали кусок хвоста какого-нибудь животного, на радость молодоженам, потому что им кто-то сказал, что это принесет в брак деньги, детей и долгие годы жизни.
Кстати, да, периодически бывают вот такие действительно забавные ситуации: выберите для меня аксессуар, чтобы я не знала, что это будет, или к чему-то не прикасайтесь, или зашейте мне иголку в платье, уколите меня во время примерки. Три раза прыгните через туфельку. Постоянно такое. (Смеется.) Самое простое — что-то не примерять с платьем до церемонии. Например, туфли. Или фату. Столько забавных примет, которые я не перестаю узнавать. Откуда они берутся, не понимаю. Но работать весело. Я с интересом принимаю условия игры.
Журналы они вам часто показывают? Помню, Кейт Миддлтон замуж выходила — все потом хотели такое же платье. Или как у Грейс Келли.
Бывает по-разному. Кто-то с журналом, кто-то со своим рисунком, кто-то со своей историей. А бывает, просто «хочу вот такое что-то» (разводит руками) и такие вот замки в воздухе рисуем. Давайте вместе что-то изобразим. Четкого понимания нет.
Самый сложный клиент — я это называю «сделайте мне красиво».
Да-да. И мы садимся и разбираемся, что в их понимании красиво. И вот тут начинается сказка.
Платья подружек невесты же еще.
Это да, конечно. И для мам, и для остальных членов семьи и ближнего круга женского пола.
И всем надо сделать красиво.
И всем нужно особенное и чтобы в общую концепцию вписывалось.
У вас сегодня в рамках Московского форума Легпрома «Мануфактура 4.0» был показ. Вообще, есть какие-то недели моды, где вас можно увидеть? Как про вас можно узнать?
Кстати. У нас весь разговор получается почему-то про свадебные платья. А мы-то с большим удовольствием шьем и вечерние, и концертные. Вот сегодня, например, вечернюю коллекцию показывали. Недавно были на Estet Fashion Week. Там тоже был показ вечерних платьев. А узнать можно через интернет — у нас есть сайт, на него можно зайти, посмотреть, что мы делаем.
Кстати, Московский форум проходил в Университете имени А.Н. Косыгина, где традиционно готовят специалистов легкой промышленности — технологов, дизайнеров, и в вашем показе сегодня участвовала их студентка. Растите кадры?
Да. Мы начали сотрудничать с университетом. Чувствуя нарастающую проблему с кадрами в отрасли, безусловно, мы хотели бы периодического пополнения в рядах наших мастеров. Хотели бы видеть у себя молодых талантливых коллег. Сегодня я вышла на подиум вместе со студенткой 4-го курса, которая проходила у нас стажировку. В финале показа мы представили совместно разработанный проект. По-моему, это прекрасно!
В платье сложной конструкции, наверняка важно чувствовать себя комфортно. У вас есть какие-то свои уже наработанные кейсы, когда вы понимаете, что платье должно быть не только красивым, но и удобным?
Это вопрос глубокого обсуждения. Мы, конечно, за комфорт, и люди к нам приходят в том числе за натуральными тканями, которые дарят тот самый комфорт. С другой стороны, если говорить о моем личном ощущении, то я могу носить вещи, которые антикомфортны, в которых может быть не очень удобно. Но! Провокационно, авангардно. Ярко и эффектно. Переживаешь какие-то новые эмоции. Все-таки с таким нарядом, как свадебное (или вечернее) платье, какое-то очень глубокое, интересное переживание связано, какая-то мистерия разыгрывается. Иногда некоторым удобством можно и пренебречь для того, чтобы выглядеть и чувствовать себя особенным образом. И, к слову, все тоже разные. Кто-то говорит «затягивайте корсет так, чтобы вот я вдохнуть не могла» — если принципиально, чтобы была осанка и осиная талия, а кто-то кроме простого балахона ничего надевать не хочет и даже белье не приемлет. Одежда — это особый инструмент, который может помочь нам пережить определенный спектр эмоций. И это классно, мне кажется. Всегда есть возможность для фантазии. Просто кто-то пользуется этим инструментом, а кто-то нет.
А как насчет того, что все песни уже написаны, все сюжеты сняты и их не так много. В целом, можно сказать так обо всем. Как к вам приходят новые модели? Ведь силуэтов тоже не так много. И тем не менее каждое новое платье, оно другое, правильно?
Правильно. Откуда это приходит? Кто бы это мог ответить на этот вопрос? Откуда-то (улыбается) — и слава Богу. Это такой вечный вопрос про вдохновение. От всего могу вдохновиться: от рассвета, от заката, новый материал увидела. Материал сам часто диктует какую-то форму, начала с ним работать, что-то пришло. С людьми общаешься, которые приходят, заряжают своим каким-то очень интересным представлением о жизни.
Часто ли приходят и говорят, что ваше платье счастливое? «Ваше платье — талисман».
Видимо, некоторые именно так и относятся. Одна невеста приходила к нам уже третий раз. (Смеется.) Сшили ей наряд уже на третье замужество. «Я влюблена в ваши платья — только ради них и хочется свадьбу устраивать».
А вы на свадьбах на этих часто бываете?
Знаете, один раз была. Два года назад. Меня пригласили на венчание. В качестве гостя, очень интересное действо. Море впечатлений.
Венчальный наряд другой.
Другой немножко. В идеале закрытый, сдержанный, хотя некоторые невесты и тут умудряются пойти против правил.
Как много платьев на одну свадьбу заказывает одна невеста? Сейчас же это модно.
Да, это не то, что модно, это практично. Минимум два — теперь просто норма. Ну а дальше можем вместе посчитать. Даже интересно. Итак: девичник накануне — раз, платье на официальную регистрацию в загс — два, платье на основную торжественную часть — три (часто это одно и то же платье), на танцы на вечер — четыре, на венчание, может быть, — пять, наутро встреча гостей — шесть. Вот и считайте.
Да это же мини-коллекция, капсула фактически?
А еще когда это всё индивидуально для тебя сделано, под твой характер… Да, действительно, выходит коллекция.
Наверное, мы уже заканчиваем, не могу не спросить про высокотехнологичные материалы. Они в свадебной моде применяются? Мембрана зимой, термобелье. Есть такое?
Насчет утепления, частый вопрос, да. Особенно под закрытые венчальные платья в храме, так как иногда там прохладно. И этот момент предусматриваем, чтобы можно было что-то поддеть. А так — много у нас интересных материалов. В последнее время с бумагой часто работаем. Специальная текстильная бумага, интересный материал с интересной фактурой. Работаем с винилом, с пластиком. Мы сегодня из пластика показывали вечерний гарнитур. Там был топ с прозрачной спиной из сетки. Прозрачный низ — прозрачная юбка — как раз из пластика.
Модельеры советских времен, в частности Вячеслав Зайцев, рассказывали, что собирать образы иногда приходилось из всего, что можно было достать. Ну и свадебные платья тогда были довольно простыми — видимо, поэтому.
Когда я училась, хоть и по другому профилю, но всё это художественное направление, нам педагоги говорили, что самое главное, чему следует учиться, — это «делать из мусора». Когда есть какие-то осколки, обрезки и обрывки, ты на них смотришь, у тебя фантазия начинает работать. А когда ты приходишь в магазин и смотришь там на полотно за 200 тысяч метр и вся ткань расшитая, блестящая, прекрасная, узоры нарисованы, — ты смотришь как на божество, думаешь: «Господи, что уже может быть прекрасней, чем сам этот кусок ткани?» Вот что с ним сделать? Все манипуляции дальше его, может быть, только испортят. Понимаете? Вот так и бывает в основном. Какие-то расписные огромные расшитые платья — это просто кусок материала, который играет сам по себе. А чтобы сделать из чего-то такого подручного, совершенно простого, из хлопка, предположим, что-то интересное, креативное, тут надо приложить голову и душу.
Это и называется дизайном, мне кажется?
Наверное, да. А когда еще в процесс включается клиент… Одно дело, я сама что-то придумала для себя, а тут человек с каким-то своим альтернативным запросом ко мне.
Получается волшебство.
Сотворчество точно получается. Но иногда и волшебство.