7 декабря 2023 г.

«Некоторые просто не умеют говорить своим внешним видом либо говорят, но одно слово»

От саунд-дизайна до дизайна одежды один шаг. Не верите? Юный ИВАН БУТЫРСКИЙ говорит, что музыка и мода сегодня зачастую сплетаются в одно целое и, к примеру, он хотел стать звукорежиссером, а в итоге поступил в РГУ им. Косыгина, где сегодня учится на конструктора одежды. На последнем Московском форуме Легпрома «Мануфактура 4.0» Иван представил одну из своих коллекций: серьезная заявка на будущее или большой кредит доверия руководства — покажет время, а пока мы поговорим с Иваном про путь в профессию и о моде, как о высказывании.

Иван, вы — студент РГУ им. Косыгина, вам 20 лет, но в рамках Московского форума Легпрома «Мануфактура 4.0» у вас состоялся показ на, так скажем, серьезную аудиторию — более опытных коллег и промышленников. Как давно вы начали заниматься дизайном, раз уже достигли такого успеха?

Как я пришел к тому, что имею сейчас, почему занимаюсь дизайном? Я бы мог заниматься чем угодно. Я был всерьез уверен, что буду заниматься музыкой, но случилось так, что именно дизайн у меня получается просто и вещи рождаются будто сами собой. Если бы я занимался другим ремеслом, мне бы, наверное, пришлось пахать. (Смеется.) Не то чтобы я сейчас не работаю, это не так, но дизайн дается мне явно проще, чем что-либо другое.

Давайте начнем с истоков. Вы в детстве рисовали?

Да, но на самом деле я из семьи, где отец — дизайнер-конструктор, а мама — дизайнер.

Последовали по прямой?

Ну в каком-то смысле. Просто я с малых лет наблюдал, как одеваются родители, вслушивался в темы, которые они обсуждают по вечерам. То есть для меня в какие-нибудь 14 лет услышать: «Ого, Александр Вэнг покинул Balenciaga» было нормально. Папа очень любил смотреть показы по телевизору — FashionTV, если я не ошибаюсь. Кто-то реалити смотрит, кто-то новости, а я неосознанно был вовлечен в моду с малых лет.

Вы студент какого курса, отделения?

Я студент третьего курса, учусь на конструктора изделий легкой промышленности в Технологическом институте текстильной и легкой промышленности.

Сегодня на показе были ваши сокурсники?

Однокурсников и одногруппников не было, насколько я знаю, но, честно говоря, я не вникал. Я был сосредоточен на себе, так как сегодня происходил тестовый для меня показ новой коллекции. Я ее впервые презентовал именно здесь.

Сколько всего у вас коллекций?

Эта уже третья, если не считать побочной коллекции, которая тоже сделана мной, но формально. Она была создана в рамках реалити-шоу «Я на стиле», где я принимал участие.

Между тем, что ваши родители смотрели FashionTV, и тем, как вы сами пришли к дизайну, — сколько времени? Как у вас начало это получаться, как вообще появилось это желание, если вы были увлечены музыкой?

Сейчас музыка и мода, в принципе, в каком-то смысле стали неразрывны. Иногда музыка диктует моду, иногда мода направляет музыкантов. Да и на первые дизайны лет в четырнадцать я был вдохновлен именно образами артистов. Как начал? Если не ошибаюсь, впервые я под четким руководством мамы сделал первую футболку и был очень этим доволен.

Сам носил или подарил кому-то?

Сам носил. И потом периодически я делал вещи, не часто, но делал, иногда в подарок, иногда себе. Но ориентиры сменились в сторону музыки и серьезного увлечения ей. Я хотел быть звукорежиссером — не артистом. (Улыбается.) Но классу к одиннадцатому, когда наступил момент, что нужно выбирать вуз, я понял, что дизайн действительно дается мне проще музыки.

Может быть такое, что музыка, которую вы выбираете, влияет на то, что в итоге у вас получается? Что это за музыка, в таком случае? Это классика, синти-поп, попса?

Я творю под всё. Зависит от настроения, иногда рэп, иногда классика, иногда джаз. В последнее время мне рейв заходит.

У вас уже есть мысли о новой коллекции? Умеете «отпускать» то, что уже вышло, думая лишь о том, что создается? Музыканты так говорят о песнях.

Я люблю каждую свою вещь, потому что это как фотография, как момент истории, отражающий меня не в конкретный период жизни, но в конкретной неделе и в конкретной, наверное, эмоциональной ситуации. Но я как дизайнер и конструктор работаю далеко наперед, то есть в момент, когда я презентую коллекцию, я уже однозначно работаю над новой, если она еще не готова к тому моменту.

Вы поступили, вы сделали выбор, как ваша новая коллекция оказалась вот здесь, на форуме?

На самом деле благодаря энтузиазму и участию в конкурсах дизайнеров. Я участвовал в «Адмиралтейской игле», в Ивановском конкурсе моды 4.0, в «Точке РУ» на базе моего университета. Поэтому руководство института меня заметило, и мне предложили представить коллекцию здесь, чему я очень рад.

Дальнейшие ваши планы? Вы как себя видите как дизайнера, вы хотите свой бренд, свою марку и магазины по всей России или даже в мире?

Я занимался индивидуальным пошивом и не отказываю людям, когда они это просят, но я не хочу посвящать этому жизнь. Вижу ли я себя как бренд мировой, всероссийский? Не знаю, честно говоря, меня это страшит, потому что это слишком большая ответственность, и я представляю, с чем мне придется столкнуться.

С бизнесом.

Да, с бизнесом! Я однозначно не готов делать это один, мне нужен человек, который такой же энтузиаст, только в области бизнес-стратегий и финансов. На данный момент я не очень хочу погружаться в это. Я бы с удовольствием поработал дизайнером в модном доме, креативным директором. Думаю, что справился бы.

И с кем бы вы поработали?

Сейчас мне очень импонирует Ushatáva. Честно говоря, я не очень хорошо ориентируюсь в русских модных домах. Точнее, я считаю, модных домов России сейчас вообще немного, но в то же время основывается огромное количество локальных брендов, которые через недолгое время могут стать вполне успешными и даже иметь право назвать себя модным домом. Поэтому я думаю, что если бы я увидел действительно перспективный бренд, старый или новый, эстетика которого показалось бы мне близкой, которая бы завлекла меня, то я бы хотел работать в таком коллективе.

То, что вы были сегодня здесь со своей коллекцией, это круто, правда круто, но этого маловато. Что вы делаете для узнавания вашего имени?

Я абсолютно согласен, что самопрезентация — это важный аспект практически в любом деле. И действительно, довольно долго я не обращал на это внимания, но в последнее время я заставляю себя либо презентовать себя, либо не делаю этого, но уже осознанно.

Социальные сети вы ведете?

Социальные сети я веду плохо и редко. Не на одних лишь соцсетях самопрезентация зиждется. (Улыбается.)

Какие другие инструменты используете?

Работаю над новым материалом. Соцсети рано или поздно у меня появятся, заполненные работами. Очень хочется сказать, что я сейчас работаю скорее на портфолио, но не заблуждение ли это, не самообман ли?

Время покажет. Над чем еще сейчас работаете?

Над новой коллекцией для конкурса. Нужно создать пять моделей пальто.

Вы делаете это сами, вам кто-то помогает, вы кем-то вдохновляетесь?

Я делаю это сам. Меня вдохновляют близкие люди, но вся работа по исполнению — в итоге на моих плечах.

«Одежда будущего» есть ли у вас на это какой-то свой взгляд? Может быть, какие-то материалы, которые вы используете, нестандартные пластик или что-то такое? Либо вы, наоборот, считаете, что в будущем необходимо только натуральное?

На самом деле всё очень неоднозначно. То, что я вижу сейчас из ассортимента, предлагаемого разными брендами (и дорогими, и более массовыми), то, что они позиционируют как «одежду будущего», «технологичную одежду», меня не впечатляет. Для меня это всё выглядит комично. Мне кажется, они зачастую неносибельны. Например, надувная куртка?! (Улыбается.) Либо вещи, в которых перемудрили с технологиями настолько, что это уже выходит за рамки технологий и превращается в перформанс. Мне такое не очень нравится. Но в то же время, наверное, человечество удивит само себя и создаст одежду будущего такой, какой ее не ждут. Я думаю над тем, что стоит подразумевать и понимать под понятием «технологичная одежда», «технологичная ткань», потому что это представление из крайности в крайность. То есть, с одной стороны, технологичная непромокаемая плащовка — отличная вещь и нужна всем. Но, с другой стороны, точно так же ли технологична светящаяся плащовка, плащовка-электрошокер? Ну не бред ли это? Хотя тоже технология, вот нужна ли она?

Что вы думаете про осознанное потребление? «Если вы не готовы носить вещь, которую приобретаете, как минимум 30 раз не покупайте ее». Это фраза одного дизайнера к сожалению, не помню какого. То есть вещь может быть очень дорогой, скорее всего, она будет дизайнерской, но это инвестиция. И это тоже осознанное потребление. Потому что скупка дешевых вещей, особенно трендовых, которые работают максимум полгода, это никак не экономия. Купить одну дорогую гораздо дешевле. И мне кажется, что как раз дизайнерские вещи именно про это.

Я абсолютно согласен с этой точкой зрения. Возможно, я не согласен с трактовкой, что всё зависит от цены. Нет, дизайнерские вещи имеют большой разброс в цене. Я согласен, что всё что угодно будет лучше футболки за 100 рублей (улыбается), потому что футболку за 100 рублей будет трудно надеть 30 раз до того, как она развалится. Я имел такой опыт. История из жизни: купил себе как-то спортивные штаны для того, чтобы заниматься физкультурой в вузе, я сходил на физру два раза, и после стирки они развалились. Так что дизайнеры тоже грешат неосознанным потреблением. (Смеется.) Мой отец — большой любитель купить одежду на всю семью — как настоящий дизайнер. И он так часто ходит по магазинам, что каком-то смысле он шмоточник. Любит купить брендовую вещь по скидке, чем хорошую вещь без скидки, но примерно такую же по стоимости. Так что у всей семьи в гардеробе очень много несовместимых вещей. Это частая проблема, но в то же время каким-то образом у всех в семье в итоге гардероб складывается из дорогих дизайнерских вещей либо базовых, но хороших. А вещи дешевые, бессмысленные — как-то отсеиваются или лежат на полках без дела.

Насколько вам важно, чтобы вещи, которые вы создаете, были носибельны? Потому что одна из претензий, которые я слышу от владельцев брендов одежды, что они часто бывают на показах, следят за молодыми дизайнерами и потом обсуждают, что всё это, конечно, креативно и классно, только носить это как?

Я скажу так: каждый раз, когда я придумываю вещь, абсолютно точно даю себе отчет в том, носибельна ли она, кто ее надел бы, зачем ее надел бы, куда это можно надеть, или если эта вещь не носибельная, то какой смысл она транслирует. Я считаю, что достаточно хорошо понимаю, какие вещи носибельные, а какие — нет. Что хочу заметить, наиболее эффектно на подиумах выглядят коллекции не кутюрные, состоящие из условно не носибельных вещей на красную дорожку, не коллекции масс-маркета из исключительно стопроцентно востребованных вещей, а коллекции, где грамотно застилизованы вещи обеих категорий, что, кстати, можно увидеть в моей нынешней коллекции. Так, в некоторых образах базу можно носить каждый день или на выход, а в некоторых — наоборот. Коллекция, которую я презентовал сегодня, в первую очередь транслирует мое видение искусства и в каком-то смысле насмешку. Я создавал это с улыбкой на лице.

Огромные пуговицы явно ироничные.

Кстати, пуговицы — нет, они очень депрессивные. Всё остальное — с улыбкой до ушей.

Видите, я считала по-другому. Каждый видит свое. Или себя. Знаете, хотела обсудить такую тему. Сейчас же модны вещи-трансформеры. Я говорю как человек, который может утром поехать в офис, а вечером на светское мероприятие. Когда я выбираю себе вещи, прежде всего я смотрю на то, что смогу надеть «и в пир, и в мир». Вы думаете про этот тренд, когда создаете одежду?

Понимаю, о чем вы. Вещи, которые меняются в зависимости от того, с чем они закомплектованы, — это подарок, и многие сегодня хотят такие вещи видеть в своем гардеробе. Но опять же, нельзя создать универсальные луки и выглядеть уникально. Всегда нужно иметь в гардеробе что-то замечательное и неординарное, что некоторые люди могут даже не принять, но именно это выделит тебя из толпы и, даже если это повседневный образ, сделает его неповторимым.

Для этого должна быть определенная смелость, а это черта характера.

А смелость ли? Я считаю, что дело не в смелости надеть что-либо, а в способности высказаться тем, что ты надел и как ты надел, что тоже важно. Потому что некоторые просто не умеют говорить своим внешним видом либо говорят, но одно слово.