Знаковым событием для отечественного легпрома стало подписание многостороннего соглашения с участием российской компании BASK, итальянских фирм IMA и Macpi и японской Juki. Оно касается, в том числе, развития в России технологий формата «Индустрия 4.0». В рамках соглашения на базе цифровой фабрики BASK в московском технопарке «Калибр» создается Центр инновационных технологий в легкой промышленности для российских производителей. О том, как будет строиться работа центра, о развитии цифровой фабрики и 30-летнем юбилее фирмы BASK, который отмечается в этом году, корреспонденты журнала «Легкая промышленность. Карьер» поговорили с генеральным директором компании Владимиром Богдановым.
Владимир Федорович, проект создания подобного Центра вы вынашивали давно. Теперь идея нашла свое развитие. Как он будет работать?
Идея открытия Центра инновационных технологий в легкой промышленности буквально витала в воздухе. В июне в рамках выставки ITMA-2019 в Барселоне мы подписали многостороннее соглашение с участием итальянских и японских партнеров – ведущих мировых поставщиков цифровых технологий для легкой промышленности. Такой Центр, как оказалось, нужен многим. В возможности демонстрации станков на работающем предприятии, прежде всего, очень заинтересованы производители оборудования.
Конечно, у них есть представительства в России, но там совсем другие условия. На базе нашего Центра можно будет увидеть в работе раскройный комплекс производства компании IMA, влажно-тепловое оборудование Macpi, их же оборудование для изготовления одежды по бесшовной технологии, цифровые швейные машины высокого уровня JUKI. Также можно будет ознакомиться с нашей технологией изготовления некоторых полуфабрикатов, в частности пуховых пакетов (в этом вопросе мы лидеры в России).
Еще одна технология, в которой многие заинтересованы, – это цифровая печать. Пока не принято решение, но по этому направлению с высокой вероятностью мы будем сотрудничать с компанией Konica Minolta. Демонстрировать оборудование предполагается на производстве соседней с нами компании Solstudio Industry. Коллеги ведут переговоры, и, если все получится, тогда на площадке нашего Центра можно будет ознакомиться с основными цифровыми технологиями легпрома, которые развиваются во всем мире, и которые можно с успехом использовать при модернизации российских предприятий.
Идею создания Центра инновационных технологий в легкой промышленности подержал Минпромторг России. Представители Министерства присутствовали на церемонии подписания соглашения в Барселоне. Проект развития Центра будет реализовывать созданная в 2018 году Ассоциация «Экип-Кластер» – специализированная кластерная организация, нацеленная на развитие кооперации и реализации совместных проектов, прежде всего в сегменте высокотехнологичной одежды.
17 сентября на площадке технопарка «Калибр» пройдет экспертная сессия, посвященная актуальным вопросам модернизации российских фабрик, в том числе современным подходам и технологическим решениям, вопросам поддержки отрасли на федеральном и региональном уровнях. Также будет проведена демонстрация оборудования в условиях реального предприятия. Все это пройдет в первый день выставки «Текстильлегпром». Мы надеемся, что такое мероприятие будет интересно предприятиям, которые нацелены на развитие и планируют модернизацию.
Подобные центры пытаются создать и в других местах. Наше преимущество в том, что центр будет действовать на базе работающего предприятия.
А в чем выгода компании?
Мы первыми получаем доступ к новым технологиям, а они позволяют нам укреплять наши конкурентные преимущества. Но мы также понимаем, что это нужно рынку, в том числе контрактным фабрикам. Нужно подтягивать технологический уровень в целом в стране – мы заинтересованы в технологическом развитии и наших контрактных предприятий. Интерес к проекту большой, за ним следят и руководители фабрик, и представители власти, и журналисты.
Что сейчас происходит на цифровом производстве, которое вами создано в технопарке «Калибр» в Москве? Как оно развивается, какие задачи решает?
– На производстве продолжается модернизация, которая должна завершиться к середине следующего года. В частности, у нас запланированы установка оборудования для смешивания пуха с другими волокнистыми материалами, создание площадки, где будут проверяться тепловые свойства нашей продукции. Планов много, надеюсь, через год они воплотятся в жизнь.
Цифровая фабрика предназначена, в основном, для изготовления полуфабрикатов (пуховых пакетов, проклеенных деталей).
У нас довольно большие обороты, в год мы выпускаем более 100 тысяч изделий, размещаем заказы на десяти фабриках по всей России. Устанавливать на каждой из них дорогостоящее современное оборудование для одних и тех же операций нет ни возможности, ни необходимости. Поэтому появилась идея делать полуфабрикаты в Москве, а на фабриках производить сборку изделий.
Так, мощности московского предприятия рассчитаны на выпуск 100 тысяч пуховых пакетов в год, есть своя лаборатория и специальный склад. Необходимость выпускать пуховые пакеты централизованно обусловлена еще и тем, что государство сейчас требует работать с пухом только под контролем ветеринарных служб.
Также здесь мы готовим крой для всех фабрик и изготавливаем элементы, требующие бесшовных технологий (например, полочки с приклеенными карманами). Скоро у нас появится лазерный станок, который будет вырезать сложные элементы карманов, защиты молний и т. д., делать гравировку.
Также на цифровой фабрике мы будем изготавливать особенно сложные изделия (модели с проклеенными швами, перчатки). Сейчас в России нет больших специализированных производств, где можно было бы разместить такие заказы. Здесь же отшиваем термобелье и другие изделия с плоскими швами.
Как вы в целом понимаете цифровизацию?
Цифровизация – это уже в какой-то степени «общее место». Вопрос не в том, чтобы установить на производстве цифровое оборудование. Это не проблема. Главное – связать это оборудование в единый комплекс, грамотно использовать полученные данные. К примеру, раскройный комплекс по итогам работы выдает совокупность данных, цифровой код модели. Точно так же действуют цифровые швейные машины. Важно объединить полученные сведения, связать с центром планирования, использовать в работе. Мы сейчас ведем работу по созданию нашего собственного программного комплекса, который должен объединить все цифровое оборудование в единую систему. Если у нас все получится, возможно, в дальнейшем мы будем делиться им как готовым решением. Задача актуальна для всех современных предприятий.
Одной из задумок при создании производства было гибкое реагирование на потребности рынка. Это получилось?
Пока мы к этому идем. К тому, чтобы реагировать на потребности рынка, выпускать изделия небольшими партиями, нужно серьезно подготовиться. Отработать модели, закупить материалы. Важно, чтобы себестоимость изделий не зависела от того, в каком количестве они выпущены. «Индустрия 4.0» как раз и решает эту задачу. Мы кроим десятки видов ткани. И каждую из них раскройный комплекс «запоминает», сохраняет данные в настройках. Получается, что в следующий раз оператор просто выбирает программу и машина подстраивается под материал. То же самое касается и швейных машин JUKI. Не нужно каждый раз настраивать машину на различные виды изделий, все алгоритмы работы заносятся в память машины. Поэтому в перспективе мы сможем отшивать выбранные модели в любое время и в любом количестве без ущерба для их себестоимости.
Кроме того, нам нужно выстроить отношения с торговыми сетями, которые готовы получать товар по гибкому графику. В целом, думаю, что эта система будет реализована не ближайшей зимой, а через зиму.
В этом году BASK отмечает 30-летний юбилей. Расскажите, с чего начинали.
Временем зарождения компании мы считаем 1989 год, когда мы с супругой начали изготавливать куртки-пуховки. Затем к нам присоединился мой брат Сергей, другие люди. Кстати, тридцатилетие в этом году празднуют также наши конкуренты и партнеры – компании «РэдФокс», «АльпИндустрия».
Сама марка БАСК появилась у нас в 1992 году, так что нас ждет еще юбилей марки!
А почему начали именно с пуховок?
В то время мы делали их для друзей. Сам я занимался водным туризмом, но супруга у меня была довольно сильной альпинисткой, у нас было много друзей-альпинистов. Для них мы первое время и работали. Импортные пуховки были очень дорогими, мы предложили альтернативу. Первые пуховки сшила моя жена, примеряли их на меня. Но, поскольку у нас была однокомнатная квартира, работать в ней было неудобно. Уже через месяц я нашел несколько надомниц. К 1992 году мы выпустили первую тысячу изделий. В ассортименте появились спальные мешки, шапочки. В дальнейшем начали выпускать рюкзаки, палатки и другое снаряжение. В турклубе МФТИ мы все это научились делать. Но мы всегда считали себя экспертами, прежде всего, в пухе.
Из тех, кто начинал тогда, единицы смогли сохранить свой бизнес, а тем более развить его до таких масштабов. Как вы считаете, в чем изначально был секрет успеха компании BASK? Как выжили потом?
Действительно в 1990-е многие начинали заниматься производством оборудования для туризма. Мы все были друзья, делились пухом, тканями, лекалами. Тогда казалось, что это временно: год, два и мы вернемся в науку… Я работал в НПО «Энергия» и мне нравилась эта работа. Но жизнь распорядилась по-другому.
В те годы можно было заработать деньги разными путями. И, пожалуй, изготовление курток не было самым привлекательным видом бизнеса… Так что, наверное, секрет успеха заключается в том, что мы не бросили это дело. В постоянстве и верности идее. Когда занимаешься чем-то одним, ты становишься экспертом. И если давать советы молодежи, я бы рекомендовал «заряжаться» на работу в какой-то сфере на всю жизнь.
Мы всегда росли быстро: в 1990-е годы объемы производства у нас ежегодно увеличивались в разы. Пожалуй, один секрет у нас все-таки есть: мы с братом никогда не выводили деньги «на себя», все шло в производство.
Принято считать, что бизнесы зарождаются, растут, а затем переходят в стадию стагнации. Как бы «стареют». BASK продолжает развиваться, несмотря на солидную историю. Что вы в руководстве компании делаете для того, чтобы бизнес «не старел»?
Каждый бизнес во многом отражает своих создателей. Наша первоначальная идея состояла в том, чтобы делать качественные вещи. И если в каком-то сегменте это становилось невозможно из-за конкуренции, мы оттуда уходили. Например, в 1990-х годах мы делали много детских пуховок. Потом перестали, поскольку их стали делать многие, они были дешевыми.
А недавно уже наши дети возродили производство, создали марку BASK kids. Выпускают современную детскую одежду (пуховые комбинезоны, куртки). И вполне успешно, поскольку сейчас родители внимательно относятся к детям, покупают качественные вещи.
У нас тоже не все и не всегда было гладко. С 2010 по 2015 год были серьезные проблемы, из которых компания вышла обновленной. Это полезно, без неприятностей любая фирма делается тяжелой, неповоротливой. Компания должна проверяться «окружающей средой». Впрочем, этого у нас всегда много, государство не дает скучать. И это помогает нам оставаться динамичными и современными.
По ощущениям в сегмент outdoor, в котором вы работаете, сейчас стремятся многие компании. То есть его считают выгодным и привлекательным. А на самом деле это так? Как справляетесь с конкуренцией?
Отчасти это и наша заслуга, потому что Ассоциация «Российская оутдор группа», которая была создана по моей инициативе в 2005 году, активно работает. Сейчас в нее входят 15 компаний. Сегмент оutdoor нужен не только туристам и путешественникам. Он очень важен для государства, потому что технологии, которые в нем отрабатываются, затем применяются в экипировке войск специального назначения. Неслучайно и Минпромторг РФ поддерживает фирмы, работающие в этом сегменте. На государственном уровне есть понимание, что эти технологии обязательно должны присутствовать и развиваться в России, чтобы наши спецвойска были одеты не хуже, чем войска потенциального противника, имели достойное снаряжение – спальники, палатки и т. д. А потенциальный противник у нас очень серьезный.
В outdoor, конечно, тоже есть свои проблемы: к примеру, люди сейчас меньше ходят в горы, чем раньше. Но, видимо, эти проблемы меньше, чем в других отраслях легкой промышленности. Видно, что магазины пустеют на глазах, зарплат людям хватает лишь на самое необходимое, покупательская способность падает. И те, кто выпускает изделия для города, думают, что в outdoor все легче. На самом деле продукция в outdoor сложнее в производстве, у нее выше себестоимость и маржа ниже, чем в fashion. Так что не думаю, что все смогут здесь прижиться.
Для вас эта конкуренция несущественна?
Фирма BASK конкурирует, в основном, с сильными иностранными игроками. Мы держим уровень качества, выпускаем продукцию не хуже, чем у лидеров отрасли. Постепенно завоевываем своего покупателя. Но в целом наша страна на 90 % снабжается из-за рубежа. Все отечественные фирмы нашего сегмента занимают от силы 5-10 % рынка. Так что мы с российскими предприятиями практически не конкурируем. Нам наоборот нужно действовать вместе, чтобы вытеснять импорт. Нужно создавать контрактные производства, где можно было бы размещать свои заказы. Потому что специализированных производств в России не хватает.
Компания BASK традиционно поддерживает интересные проекты с участием известных спортсменов и путешественников. Что нового в этом году?
Это наш принципиальный подход. Нам жалко вкладывать деньги в обычную рекламу: в телевидение, билборды и т. д. Поэтому мы поддерживаем наших друзей, интересные проекты. И такая реклама действует десятки лет. Конечно, этот метод не подходит тем, кто хочет быстро заработать и убежать с рынка. Но мы действуем так, как будто компания будет жить десятилетия, а может быть и больше.
В целом, как правило, мы поддерживаем порядка 20 мероприятий в год. И этот год – не исключение.
Например, альплагерь «Безенги» в этом году отмечает 60-летие. Мы сделали одежду для инструкторов и всех работников лагеря со специальными шевронами, посвященными нашим юбилеям. Мы давно знакомы и рады делать подарки таким же преданным альпинизму людям.
Также в числе мероприятий, которые мы поддерживаем:
Уникальная экспедиция российских альпинистов в нехоженую долину Хан в Пакистане;
Проект Максима Харченко «SUP экспедиция по следам адмирала Невельского» – 1000 км в одиночку на надувной доске;
Проект Виктора Михайлова – перелет на сверхлегком самолете «Северок» по маршруту Воркута-Хабарово-Варнек (остров Вайгач);
Уникальное восхождение российской двойки Головченко-Нилов на вершину Жанну в Гималаях;
Одиночное кругосветное путешествие Виктора Языкова на яхте «Дочь ветра».
Уже не первый год мы поддерживаем московского каюра Вячеслава Демченко. В марте он выиграл общероссийскую гонку на собачьих упряжках на Камчатке «Берегиня». В этом году мы также делаем для Вячеслава снаряжение, чтобы он использовал его в гонках следующей зимой.
Экипировали экспедицию на вездеходах Бурлак от Нового Уренгоя до Анадыри – 6 000 км по северам (по северо-восточному побережью России).
Также в нашем перечне: соревнования по гребному слалому (три московских кубка), двоеборье МАИ, вело-ориентирование BIKE-off-ROAD Challenge 2019, Фестиваль туристов города Королева, детский фестиваль «Крепкий орешек», чемпионат Москвы по альпинизму «Малые горы», дни скорости на льду Байкала, гонка на собачьих упряжках «Северная Надежда», лыжная IT-гонка RRC SKI RACE 2019, лыжная гонка «Памяти друзей»…
Уже получилось 20 – и это проекты, поддержанные БАСК только за половину 2019 года!
Юбилей компании – время строить планы. О чем мечтаете, какие высоты будете осваивать в перспективе?
Об отдаленной перспективе говорить пока рано. Сейчас фирма продолжает расти быстрыми темпами. Помните, как в советское время говорили: плохой урожай – плохо, а хороший урожай – еще хуже. Это про нас. Когда фирма быстро растет, требуются ресурсы на развитие, серьезные усилия. В 2019 году мы получили на 47 % больше предзаказов, чем в 2018-м. Будем стараться оправдывать ожидания наших партнеров.
Марина Москалева, журнал «Легкая промышленность.Курьер» №5/2019