Мастера Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуры создавали настоящие тканные шедевры, большинство из которых сегодня хранится в коллекции Эрмитажа.
От гобелена до шпалеры
Шпалера – невероятно изысканный и трудоемкий вид декоративно-прикладного искусства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет ее как «тканый ковер ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шелком воспроизведена картина более или менее известного художника». Многим привычнее называть этот стенной односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией гобеленом. Однако, на самом деле гобеленами специалисты считают только те ковры, которые были изготовлены на расположенной во Франции Королевской мануфактуре Гобеленов, а шпалера – это более широкое понятие. Ткут подобные изделия вручную перекрестным переплетением нитей, пропуская уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.
Техника изготовления шпалер ведет свою историю со времен Древнего Египта и Китая, Древней Греции и Древнего Рима. Затем это искусство было возрождено в Средневековой Европе, а в Россию оно пришло на эпоху Петра I. Шпалеры выполнялись из шерсти, шелка, в них вводились золотые или серебряные нити. Ручное ткачество было и остается очень сложным и дорогостоящим, ведь один мастер может выполнить за год лишь до полутора квадратных метров шпалеры. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются уже и синтетические и искусственные волокна, в меньшей степени применяются натуральные материалы.
Петровская эпоха
Путешествуя по Европе, Петр I обратил внимание на великолепные настенные ковры, украшающие дома состоятельных особ. Впечатлившись их красотой и роскошным исполнением, император принял решение о создании в Санкт-Петербурге шпалерной мануфактуры. Для этого из Франции в Россию были приглашены мастера Королевской мануфактуры Гобеленов, с которыми были заключены пятилетние контракты. В том числе в 1717 году в Санкт-Петербург прибыл француз Филипп Бегагль, ставший первым директором Санкт-Петербургской мануфактуры и сыгравший значительную роль в российском шпалерном искусстве. К 1720 году под его руководством русскими мастерами была создана серия шпалер, одна из которых была посвящена Полтавской битве и по сей день хранится в Эрмитаже.
Несмотря на сложные условия работы – были большие трудности с материалами и инструментами, ткани и нити приходилось очень долго ждать из-за рубежа, учителям постоянно задерживали жалование и они уезжали обратно во Францию – начала формироваться талантливая команда российских ткачей. Готовые изделия подписывали только иностранные мастера, но архивы сохранили и имена прекрасных русских художников Ивана Кобылякова, Филата Кадышева, Михайло Ахманова, Сергея Климова, чьими руками созданы многие знаменитые шпалеры. Работа мастеров по производству шпалер распределялась очень строго. Одни ткали цветы и архитектурные мотивы, другие – лица и фигуры. В зависимости от трудоемкости работы распределялась и оплата.
Упадок и новый взлет шпалерной мануфактуры
С 1741 года при мануфактуре была создана школа рисования и мастерская начала готовить собственных художников-картоньеров (картоном назывался образец, по которому мастер изготавливал шпалеру), учитывавших технологические особенности ткачества. Но, несмотря на все старания привить западную культуру в России, шпалерное производство не очень успешно приживалось, ковры плохо раскупались. Новый взлет шпалерной мануфактуры в России пришелся на середину XVIII века. В 1755 году мастерская получила заказ от императрицы Елизаветы Петровны на производство шпалер в Зимний дворец, но к этому времени не осталось ни ткачей, ни художников, ни красильщиков, и пришлось все начинать заново. В Париже вновь завербовали мастеров, в ученики к которым были отправлены солдатские дети. Так начался расцвет российского шпалерного ткачества.
Во времена правления Екатерины II в мастерской работало уже 150 русских мастеров, обучавшихся за счет государства. Для производства закупались только высококачественные заграничные шерсть и шелк. Вскоре на мануфактуру стали поступать не только царские, но и частные заказы. За период с 1732 по 1746 г. было выткано пятьдесят семь шпалер по исторической тематике, 23 шпалеры и декоративно-орнаментальные композиции общей мерою 1555 кв. аршин и 211 вершков. До начала XIX века мануфактура переживала свой расцвет, она производила не только шпалеры, но и обои, и обивку для мебели. Для составления эскизов ковров использовали иностранных художников, поскольку заказов было так много, что отечественные живописцы не справлялись с объемом.
О том, что выполненные в Петербурге серии шпалер украшали интерьеры императорских дворцов, пишут «Санкт-Петербургские ведомости» за 1737 год. В описании убранства Зимнего дворца Анны Иоанновны сообщается, что «…большой саль преизрядными на брюссельский манер здесь деланными шпалерами обит был». Однако до наших дней сохранился лишь ансамбль шпалер Ассамблейного зала в Монплезире в Петергофе.
То, насколько со временем улучшилось мастерство ткачей, можно проследить по выполненной мануфактурой в 1758 году шпалере «Лебеди», украшающей столовую Зимнего дворца. Она является репликой с ранее изготовленного ковра, хранящегося в Оружейной палате. Но и цветовое решение, и композиционное несравненно усовершенствовались. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на пышное обрамление из трельяжной решетки с четырехлепестковыми розетками, причудливых завитков – рокайлей, гирлянд плодов и цветов.
От барокко и рококо до классицизма и ампира
Изменения в европейской моде коснулись и русских шпалерных мастеров. На смену барокко пришло рококо и новый стиль воплощали в шпалерах такие искусные художники как Григорий Ежиков, Сергей Климов, Авраам Артемьев, Захар Максимов и Клим Крылов. Кроме пейзажных и исторических тем мастера брались и за портреты царствующих особ и лиц, к ним приближенных. Известны портреты Петра I по картине А. Матвеева, портрет великого князя Николая Павловича по портрету О.А. Кипренского, портрет Екатерины II по картине Ф. Рокотова. С 70-х годов XVIII столетия в шпалерном ткачестве стало ощущаться влияние классицизма, а затем ампира с сюжетами из античной мифологии.
В 1820-е годы директором мануфактуры был назначен профессор В.К. Шебуев, под руководством которого были созданы шпалеры с сюжетами из русской истории и ряд шпалер с изображениями событий Отечественной войны 1812 года.
Коллекция Эрмитажа
В 20-х годах XIX века спрос на продукцию мануфактуры вновь падает и она совсем перестает приносить доход. Начиная с 1827 года убыточность производства возрастала и в 1858 году мануфактура перестала существовать. Сегодня шедевры Санкт-Петербургской мануфактуры, за всю свою историю произведшей 205 шпалер, стали очень ценными музейными экспонатами. К сожалению, многие работы сгорели во времена войн и революций, часть была распродана и раздарена в качестве дипломатических даров. Сегодня в музеях России хранится чуть более ста шпалер отечественного производства, около половины из них — в коллекции Эрмитажа.