27 июня 2023 г.

Российский бренд FREE AGE: полноценный конкурент зарубежному люксу

Как известно, креативная индустрия – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант. С того момента, как это понятие получило определение, оно успело распространиться настолько, что эксперты сегодня даже выявляют модели креативной экономики. Предпринимательская деятельность, в которой экономическая ценность неразрывно связана с культурным содержанием, все чаще проявляется в отраслях, на первый взгляд весьма отстраненных от именно творческой деятельности. Россия в этом отношении делает только первые серьезные шаги, и отечественная легкая промышленность, как бы удивительно это не звучало, выступает в некоем отраслевом авангарде на этом пути.

Не случайно в этом году 26-й Петербургский международный экономический форум открылся показом новой коллекции актуальных моделей российского бренда FREE AGE. 17 тысяч представителей 130 стран увидели потенциал – вернее, лишь одну из его многочисленных граней – креативной экономики России, которая отличается национальной самобытностью.

Собственник бренда FREE AGE и ООО «Эколайф» Татьяна Затравина уверена: такой успех обусловлен тем, что этот уникальный российский бренд, появившийся в Санкт-Петербурге, ставил своей целью не ситуативное импортозамещение, а создание полноценного локального конкурента зарубежному люксу. Всего шесть лет на российском рынке, но за такой короткий срок бренд развил в себе возможности выпускать по две сезонные коллекции в год, 70–90 моделей в двух-трех цветовых опциях. О том, как из простой мечты выросло серьезное дело всей жизни, ставшее, пожалуй, самым успешным бизнесом в текстильной сфере отечественной легкой промышленности, мы поговорили по завершении ПМЭФ-2023 с Татьяной Александровной – создателем и идейным вдохновителем FREE AGE.

– Татьяна, многие называют историю Вашего предприятия уникальной для российской действительности. Вы согласны с этим?

– Я тоже так считаю. А уникальность складывается из нескольких составляющих. Это и большой парк (20 плосковязальных машин) нового поколения разных классов вязания – от 7 до 14-го. Это и возможности производства – мы выпускаем изделия из тонкого полотна, создаем объемные изделия, в том числе интерсионный жаккард, можем производить аксессуары без единого шва – шапки, перчатки, гольфы. Это и оборудование: цех ВТО (влажнотепловая обработка) – шведская техника Electrolux, более 12 кеттельных машин. Кроме того, все наши изделия разрабатываются и программируются на фирменных дизайнерских станциях APEX 3. У нас работает большой экспериментальный отдел, соблюдаются все технологии по работе с натуральным премиальным сырьем. Это и большой штат ручниц: наши изделия «многодельные» с большим количеством вложенного в них ручного труда уникальных специалистов высокой квалификация.

– Как же Вы к этому пришли? Несколько слов об истории создания бренда FREE AGE.

– Это результат последовательного пути к цели. Идея создания собственного предприятия возникла в 2014 году. К этому времени ООО «Эколайф» уже был хорошо отлаженным проектом – во многом благодаря сотрудничеству с Узбекистаном. Мы разрабатывали коллекции швейного трикотажа под СТМ заказчика, отшивали их на узбекистанских контрактных производствах и осуществляли поставку под ключ. У меня удачно все сложилось именно благодаря этому проекту, который, к слову, мы развиваем и по сей день. Он уже тогда приносил хорошую прибыль, и я смогла инвестировать собственные средства в новый проект – вязальное производство.

Создание своего бренда одежды было моей мечтой. Это не должен был быть просто бренд одежды для массового покупателя. Я поставила себе цель создавать лучший трикотаж для взыскательной аудитории. Той, которая привыкла к качеству европейских товаров, производимых брендами- специалистами вязанного трикотажа.

LOOKBOOK FREE AGE FW22-23

Я ставила себе цель работать именно с полноценными коллекциями в расписании международных байерских (закупочных) сессий. Чтобы производить коллекции только под заказ байеров люксового ритейла, полностью вписаться в бизнес-процессы мировой fashion-индустрии. Я хорошо знакома с производствами Китая, Италии, Турции, Узбекистана, России  – яникогда не создала бы такой продукт, сотрудничая с любым из этих производств. Путь был только один – открывать собственное производство.

Плюсы такого подхода для меня очевидны. Подбор и обучение профессиональных кадров, полный парк современного необходимого оборудования с разнообразными возможностями для бренда, бизнес-процесс, позволяющий соблюдать всю технологию, управление объемами выпуска и мощностями, межоперационный контроль качества на всех этапах. А самое главное – безграничные возможности для разработки коллекции. Только имея собственное производство, ты можешь довести изделия и полотна до идеи. Мы можем позволить себе переделывать их, внося доработки хоть пять раз, пока не добьемся результата. Сотрудничая со сторонними производствами это сделать невозможно, ты будешь обязан подстраиваться под них и постоянно идти на компромисс.

– Почему для предприятия выбран именно трикотаж? Вы работаете лишь с натуральными материалами?

– Трикотаж – это моя любовь. Я большую часть своего времени провожу на работе и в поездках. Мне очень важны ощущения от прикосновения одежды, комфорт. Также крайне важно выглядеть стильно, чтобы одежда подчеркивала мой статус. Сочетание трикотаж-шелк-кашемир для меня идеальная комбинация.

– Вы не один десяток лет в бизнесе. Какие-то выводы сделали для себя за время работы? О чем-то успели пожалеть?

– Я в бизнесе уже 27 лет. Первое мое ИП было зарегистрирован в 1996 году. Я начинала как дистрибьютор эстонского трикотажного концерна «Марат» – поставляла на рынок РФ изделия детского трикотажа и сотрудничала с крупными по тем временам универмагами Санкт-Петербурга. В 1998 году пережила полное крушение своего дела и очень долго расплачивалась с долгами, это было связно с резким падением рубля.

Это было самое сложное время для меня, практически я осталась без копейки и не видела возможности начинать с начала. В 2001 году я получила должность руководителя по закупке отдела «Гардероб» в сети гипермаркетов «О`КЕЙ». Это незабываемый и бесценный опыт. Я по натуре очень целеустремленный человек, и когда я вижу для себя более широкие перспективы, то я направляю свое внимание именно туда. В 2006 году я покидаю работу и открываю собственный бизнес – ООО «Эколайф», собственником и генеральным директором которого являюсь по сей день.

И я лично, и «Эколайф» переживали достаточно сложные времена: 1998-й, 2011-й, 2014-й, 2020-й, 2022-й – это года, когда приходилось очень сильно отходить от своих планов, бросая силы на решение ситуативных проблем. Сейчас я прекрасно понимаю, что я на своем месте, мой профессионализм развивается из года в год, а бизнес, дело, которым я занимаюсь, становится все более устойчивым. Я связываю это с преданностью выбранному мной направлению. За все эти годы я ни разу не изменила легкой промышленности. Я давно уже ни о чем не жалею, я учусь. И буду идти до конца.

– Насколько нам известно, в качестве партнеров Вами были выбраны японские специалисты. Почему выбор пал именно на них? Насколько японцев можно назвать состоятельными в плане моды и нет ли при нынешних реалиях проблем с приглашением японских экспертов и в целом по сотрудничеству со специалистами из этой страны?

– Всегда в партнеры надо выбирать сильнейших в отрасли. А выбор невелик. У меня была возможность работать или с японцами Shima Seiki, или с немцами Stoll, те и другие являются лидерами отрасли. И в том, что я начала сотрудничество с японскими коллегами, очень большую роль сыграли отношение и предлагаемая поддержка, которая актуальна была в то время. Нам предложили обучение дессинаторов: к нам на производство приезжал их ведущий инженер и дессинатор, он проработал с моими ребятами больше месяца, на часть машин мы смогли получить рассрочку платежа. Я лично приезжала в Японию смотреть на аналогичные производства и на само производство машин. Удостоилась встречи с самим создателем данного бизнеса –доктором Шимой. Но это все второстепенно, главное – я осталась очень впечатлена дизайнерским станциями (дополнительное оборудование к станкам). На них создаются дизайны, лекала, программируются станки, создается 3D-визуализация продукта еще до запуска в производство.

Японская fashion-индустрия достаточна сильная, их дизайнеры очень известны и популярны во всем мире, например, каждый из нас знает бренд массового сегмента Uniqlo. Также они очень сильны в работе с кашемиром. Сейчас сотрудничество с японцами напрямую нам недоступно. Но эту проблему мы решили: в 2022 году купили новую машину, а в июле 2023-го пополняем парк еще на одну единицу. Также не опустились до того, чтобы устанавливать неродные расходники (иглы, ремни и т. п.).

LOOKBOOK FREE AGE FW23-24

– Сейчас сотрудничество с западными компаниями организовать довольно сложно. Сказывается ли это на вашей деятельности? Как решаете эти проблемы?

– С проблемами такого характера мы сталкиваемся, но это не критично. Некоторые европейские компании остановили с нами сотрудничество по сырью, но сразу нашлись новые, качество которых не уступает прежним. Свято место пусто не бывает. Это бизнес. В Европу мы пока выезжаем, не знаю, как будет дальше. В России работают агентства – представители многих европейских производителей пряжи и полотен. До 2020 года в плане развития бренда стоял выход на европейский рынок. Вот от этой идеи нам пришлось отказаться. Главными существенными моментами для нас стали повышение стоимости сырья и увеличение сроков логистики.

– В новых реалиях все говорят об импортозамещении. Как будете перестраивать производство?

– Об этом серьезно говорят уже с 2014 года. И это также сыграло роль в принятии мной решения создавать свой бизнес в России. Вязальное производство имеет очень важную функцию – мы можем сами делать эксклюзивные полотна для наших изделий. Абсолютно из любой пряжи. Но я очень заинтересована в том, чтобы мы могли поставлять на наш рынок люксовое сырье и предлагать уникальный качественный продукт. Перестраивать производство нам ни к чему, мы намерены в ближайшей перспективе заняться расширением производственной площадки. Предприятие растет, и сейчас мы уже ограничены арендованными площадями, поэтому ждем подходящего момента, чтобы воплотить эти планы в жизнь.

– Любой бизнес периодически сопровождают неудачи. Как Вы боролись со своими проблемами?

– Никогда ни у кого ничего ровно не бывает в бизнесе. Это не неудачи – это задачи. Я всегда делаю максимум, что в моих силах именно в этот момент, и никогда не жалею о принятых решениях. Говорю себе: ты не могла поступить иначе. Я приму любой результат, но стремиться буду именно к тому, что задумала.

– Ваша компания стремилась к формированию устойчивого мнения о Санкт-Петербурге, как о достойном международном представителе fashion-индустрии. Удается ли это делать?

– Конечно, удается! Сейчас мы очень заметны и как fashion-бренд и как лучший образец вязального производства в СПб. В сообществе специалистов индустрии мы имеем высокие оценки своего труда.

На лого нашего бренда с самого его рождения гордо стоит название нашего города. Хотя мы получали очень много советов его убрать: мол, «непрестижно». В международном сообществе нас нет, но в российском мы заняли достойное место. У нас более 70 точек продаж. Наши дистрибьюторы – сильнейшие мультибрендовые бутики по всей России. Наши коллекции соседствуют на полках с известными премиальными мировыми брендами. Что касается зарубежных рынков, мы планируем определенные мероприятия уже с осени 2023 года, но не в европейском направлении.

LOOKBOOK FREE AGE SS23

– Когда-то давно Вы работали в Эрмитаже. Сказался ли этот опыт на Вашей деятельности?

– В 1991 году, благодаря работе в Эрмитаже, я попала в состав делегации от «Интуриста» в Китай и проработала там чуть больше месяца. Передо мной стояла задача открытия магазина «Русских товаров» в небольшом северном шахтерском городе.

Можно посмотреть на это и с другой стороны. Для меня годы работы в Эрмитаже – это золотое время. Имеет огромное значение, с какими людьми общаешься, что тебя окружает. Я дружила со многими научными сотрудниками, и они открывали для меня мир искусства значительно глубже, чем можно прочитать об этом в истории искусств.

Первое мое образование – учитель начальных классов. А следующее – искусствовед, культуролог. Так что у меня официально есть право сказать, что я вижу, знаю и чувствую прекрасное. Безусловно, это очень сильно отражается на коллекциях. FREE AGE создает очень талантливый и профессиональный дизайнер Ирина Шарафутдинова. В свое время она окончила Академию Штиглица в Санкт-Петербурге. У нас с ней прекрасное взаимопонимание, и хороший тандем в творчестве.

– В одном из интервью Вы ответили на вопрос о возможном выступлении на ПМЭФ и о том, как Вы представите Free Age. Все получилось, как и думали? Или ситуация превзошла ожидания? Что-то удивило Вас?

– FREE AGE я уже давно представляю как на больших площадках, так и в небольших комьюнити. Первый мой серьезный опыт выступления и презентации предприятия и бренда был в Совете Федерации. На Втором Евразийском женском форуме проект FREE AGE занял первое место в конкурсе предпринимательских проектов «Истории успеха».

Я уже не в первый раз учувствую в ПМЭФ, но впервые как приглашенный спикер сразу на двух сессиях. Это говорит о том, что интерес к российскому производителю и брендам любого ценового сегмента у нас стремительно растет. Люди слушают и впитывают с очень большим интересом. Площадки деловой программы форума собирают лучших представителей индустрии: дизайнеров, производителей, представителей власти и учебных заведений, ритейла, прессы, агентов. На глазах вся индустрия начинает сплачиваться и идти в одном направлении.

– Какой Ваш проект Вы бы назвали самым удачным?

– Я бы сказала, что все удачные. Еще рано подводить итоги. Самое удачное то, что, несмотря на всю загруженность по работе, у меня замечательная семья: муж, двое детей, двое внуков. При любом развитии событий я буду чувствовать себя счастливой.