29 ноября 2022 г.

Мария Титова: «Мы сейчас активно работаем над своим собственным стилем»

Мария Титова, основатель бренда Miditi Collection, о семейных отношениях, уникальности продукта и выходе на общероссийский рынок

Мария, ваш бренд Miditi Collection это семейное дело. Расскажите, пожалуйста, как, когда и почему зародилась идея запустить производство одежды и аксессуаров, что вас вдохновило?

Наш семейный бизнес начался с нескольких магазинов по продаже женской одежды. После окончания университета я подключилась к общей работе с желанием развивать наши магазины. Однако поняла, что с имеющимся ассортиментом и состоянием самих магазинов это сделать достаточно сложно.  Тогда я стала искать бренды, которые могли бы нас выгодно отличать от наших соседей и привлекать покупателей именно к нам. На поиск уникального бренда среди европейской и российской продукции ушло несколько лет, так как ни в одном из них я не находила того, что бы удовлетворяло все выявленные потребности сформированной к тому времени общности наших покупателей. У одних брендов нравилось одно, у других – другое, то цена «кусается», то условия сотрудничества были какие-то странные.

Поразмыслив, мы пришли к выводу: если у кого-то получается делать свои бренды, почему бы и нам не попробовать самим создавать продукт, удовлетворяющий всем нашим запросам.  В 2012-2014 годах стали популярны минималистичные, но нарядные платья в пол. Найти же их у поставщиков было подчас просто нереально. Поставщики предлагали изделия, как говорится «дорого-богато, все и сразу»: в одном изделии и «полоска», и «леопард», и цветы, бантики, стразы, пришитые везде, где можно и нельзя. Вот поэтому мы и решили начать производство с создания минималистичной нарядной одежды.

В 2014 году мы сделали первую небольшую закупку ткани и отшили вечернюю юбку в пол в стиле «рыбки» с воланом снизу. После того, как мы ее вывесили в витрине, юбку в течение часа купили. «Это хороший знак!» — решили мы и продолжили действовать в том же направлении. Сначала шили у знакомых, позже они для нас выделили свой цех, постепенно расширялись. Примерно через два года мы полностью заменили весь представленный ранее ассортимент своей собственной продукцией и даже его расширили, учитывая потребности своих покупателей.

С этого все и началось.

На недавно прошедшем Всероссийском Форуме легкой промышленности «Мануфактура 4.0» Вы сказали о том, что решили создавать уникальный продукт и не быть похожим на множество других брендов одежды. В чем уникальность?

Когда мы только начинали, прежде всего, стояла задача – выделиться среди магазинов. Это получилось. Сейчас задача другая – выделиться уже среди брендов, так как многие бренды также делают «базу», и у всех почти похожий ассортимент. В связи с этим мы сейчас активно работаем над своим собственным стилем. Мы выбрали направление, связанное со сложным воплощением окружающей нас среды в дизайне и цветовой гамме наших изделий. Этим мы хотим подчеркнуть, что наш бренд родом из Калининградской области, Прибалтики, и пытаемся передать приморское, свободное, легкое настроение через наши изделия.

Еще одна наша отличительная черта и, одновременно, уникальное торговое предложение связано с тем, что мы отшиваем весь ассортимент сами. Если, к примеру, покупатель хочет приобрести изделие, размера которого уже нет, он оформляет заказ и получает желаемую готовую вещь в течение 7-10 дней. Мало того – покупатель может выбрать другой цвет, так как у нас есть возможность предложить одно и то же изделие в 2-3 цветах.  

Следите ли вы за трендами или создаете их сами? Кто в компании занимается разработкой новых моделей?

Вопрос о трендах для нас очень актуален. Конечно же, мы следим за всеми мировыми тенденциями и их учитываем. Но порой понимаем, что ту или иную новую идею мы чувствовали даже раньше того, как она появилась в трендах. Но, видно, пока не отваживаемся сами предлагать что-то новое и внедрять.

В нашей команде работает стилист коллекции, которая отсматривает все последние показы главных и альтернативных дизайнеров, определяет тренды. Потом мы с ней собираем все задумки и отрисовываем коллекцию, с одной стороны, конечно, отталкиваясь от трендов, с другой – стремясь их чуть-чуть предвосхитить.

Разработкой в нашей компании занимаюсь я и стилист коллекции. Примерно раз в неделю мы с ней устраиваем «рабочие группы по коллекциям». Мы находим какие-то интересные и нужные нам изделия, которые хотим добавить в коллекцию, я их прорисовываю и передаю в конструкторский отдел, который воплощает наши задумки в жизнь.

Расскажите, пожалуйста, как протекает процесс создания продукта от зарождения идеи до поставки в розничные магазины? Возникают ли у вас в этом процессе какие-то разногласия и споры в семье?

Процесс создания продукта, как я уже сказала, мы начинаем с прорисовки и конструирования изделий. Опираемся на тренды и учитываем то, чего не хватает в нашем ассортименте по разным категориям, согласно анализу, проведенному отделом продаж по итогам сезона. При разработке новой коллекции мы учитываем и наши собственные потребности: например, кто-то что-то искал для какого-то мероприятия или элементарного похода на пляж и не мог найти в других магазинах. Всю эту информацию мы собираем и начинаем со стилистом коллекции подбирать идеи для новых изделий, которые мы бы хотели пустить в производство, из уже имеющегося ассортимента, последних дизайнерских коллекций, личных пристрастий. Затем я их детально прорисовываю и передаю конструкторам.

В нашей компании трое конструкторов: двое – штатных, а один работает на аутсорсе. Конечно, не обходится без разногласий, особенно, во время примерок. Примерки у нас проходят в офисе, и все сотрудники могут посмотреть и сказать своё веское «фи». Например, у меня – своё видение, у сестры, которая отвечает за отдел продаж и заинтересована в том, чтобы этот продукт был не просто красивый, но и хорошо сидел и продавался – другое. Например, случаются дебаты та тему – стоит ли сделать вырез побольше, так как это красиво, или поменьше, так как девушкам будет сложно найти подходящий по форме бюстгалтер. Такие споры бывают часто, но мы всегда приходим к консенсусу, взвешивая все «за» и «против», исходя из задумки самой вещи и наших целей – насколько много мы хотим продать этих изделий либо они создаются, прежде всего, для красоты и привлечения новой аудитории.

После того как изделие прошло финальную примерку и готово к запуску, оно передается в отдел производства. Там тоже начинаются дебаты уже между конструктором и технологом: каким именно образом нужно отшить, какой вид обработки использовать и так далее. Процесс споров заканчивается выпуском нового изделия.

Наша компания каждую неделю стабильно выпускает по одной новинке, а бывает, что даже две. Сначала мы выпускаем тестовую партию в небольшом объеме, и она поступает во все наши магазины.  От магазинов мы ждем обратной связи по продажам и рекомендациям от продавцов. Нередко можно услышать от них: «Модель – огонь! Можно запускать побольше. Людям нравится, просят еще», либо «По отзывам, слишком длинный/короткий рукав, можно ли это изменить?». И мы на основе этой информации принимаем решение о дальнейшей работе с каждым конкретным изделием.

Сегодня большая часть брендов предпочитает онлайн каналы продаж – маркетплейсы, соцсети и пр. Насколько нам известно, основную ставку вы делаете на ритейл, причем в Калининграде – городе, в котором зародился и развивается бренд. Почему именно такая стратегия продаж? Насколько она себя оправдывает?

 Да, действительно, основные каналы продаж это наши офлайн магазины. Это та бизнес-модель, к которой мы привыкли и имеем большой опыт работы в таком формате. Когда-то у нас в Калининграде было семь магазинов. Сейчас их пять, и они расположены в лучших торговых центрах с большой проходимостью.

Работая преимущественно в офлайн, мы достаточно активно используем и онлайн канал. Наша компания представлена практически во всех соцсетях. Наши продажи онлайн по объему практически ничем не уступают полноценному офлайн магазину — можно считать, что у нас не пять, а шесть магазинов. Вместе с тем мы несколько сдержаны в онлайн продажах из-за территориальной проблемы, так как Калининград находится в закрытой особой экономической зоне. Любой продукт из нашей области достаточно сложно вывозить, особенно, если это не монопродукт, на который ты легко можешь достать все возможные документы на ввозимое сырье, работая с одним поставщиком. А в связи с тем, что у нас очень широкий ассортимент, это, во-первых – не рентабельно, во-вторых – сложно в официальном оформлении вывоза продукции. Если использовать онлайн продажи более активно, то нам для начала нужно значительно увеличить наше производство, так как сейчас мы даже не всегда можем покрыть потребности наших магазинов, и спрос хоть и немного, но превышает предложение. При этом мы все знаем, что маркетплейсы – это, прежде всего, наличие большого склада. Заработать там возможно только, если ты делаешь большие объемы. А больших объемов на сегодняшний день сделать пока мы не можем. Как вы понимаете, у нас не потоковое производство, а, можно сказать, штучный товар. Однако в планах у нас, конечно, есть желание расширять производство, активнее использовать аутсорс и подрядчиков, подтягивать другие производства.

Мы уже увеличили выпуск продукции в этом году и начнем более активно двигаться в направлении онлайн торговли.

Планируете ли экспансию в другие российские города? А может и за рубеж?

Да. Если всё пойдет так, как мы планируем, то весной мы откроем магазин в одном из городов России. Сейчас мы ведем переговоры, поэтому, пока не буду раскрывать – в каком именно городе это будет. Я надеюсь, что это станет нашей отправной точкой и первым толчком для выхода за пределы Калининграда. Начинать всегда страшно, тем более, что существуют объективные большие сложности с вывозом. В Калининграде – уютно и спокойно, но надо начинать, чтобы приобретать новый опыт и расширяться. Так что планы есть, и надежды на открытие нового магазина в России мы возлагаем большие.

Есть у нас амбиции и по поводу выхода на международный рынок, чтобы представлять российских производителей. В настоящий момент мы собираем информацию по рынку, возможностям и условиям, обдумываем. Многие наши друзья и знакомые, которые находятся за рубежом, говорят, что наш продукт нужен, будет расходиться просто «на ура». Однако, чтобы выходить за рубеж, нужна хорошая «подушка безопасности», так как там и налоги, и аренда, и затраты в разы превышают российские. А в настоящее время у нас пока недостаточно мощностей и ресурсов: как финансовых, так и человеческих. Поэтому мы, конечно, мечтаем и планируем, но в долгосрочной перспективе, не в ближайшие пять лет.