Искусство вышивания золотом в России насчитывает несколько веков. Золотое шитье делало царские наряды ослепительно роскошными, украшало храмы, знамена и дома знати.
Удивительно, но первыми мастерами, занимающимися вышивкой золотом были мужчины. Именно они в начале XVI века расшивали золотыми нитями знамена и занимались оформлением икон. И лишь в конце XVI и начале XVII веков золотошвейками стали преимущественно женщины – к 1691 году в крупной Царицынской мастерской значилось 87 мастериц.
Работу над иконами, знаменами и украшениями храмов начинали «словописцы», которые каллиграфическим почерком наносили молитвы, а зачастую и подписывали свои работы, что позволило их именам сохраниться до сегодняшних дней. Так, на пелене 1654 года из Сольвычегодских мастерских Строгановых с изображением царевича Димитрия можно прочесть, что «труды и тщание сия пелены жемчугом… Анны Ивановны (Строгановой), а в лицах и в ризах и во всякой утвари труды иноки (монахини) Марфы, по реклу (по прозвищу) Веселки». Продолжали работу вышивальщицы, которые трудились над крупными заказами по несколько лет. Мастерицы получали оплату согласно своему опыту, способностям и трудолюбию. Историки говорят, что из числа золотошвеек выделялись 30 лучших – их называли «тридцатницами» и их жалование было выше, чем у других работниц.
Золотое шитье становилось все более сложным и роскошным. Помимо шелковых и золотных (то есть сделанных из золоченого серебра) нитей с XVII века начали использовать драгоценные камни, металлические полоски, канитель (перекрученную проволоку). Под стежки подкладывали бумагу или бересту, чтобы вышивка получалась рельефной.
Царицы и княгини сами тоже обучались искусству золотого шитья, чтобы затем руководить мастерицами. Представительницы знатных семей – Софья Палеолог, жена Василия III Соломония Сабурова, жена Ивана Грозного Анастасия Романовна, Ирина Годунова – вели дела мастерских, закупали материалы, набирали работниц и работников, вели бухгалтерию и не гнушались сами сидеть за пальцами. В 1524 году Соломония, мечтая о наследнике, даровала Троице-Сергиеву монастырю пелену (расшитую ткань, которая подвешивалась под иконы) «Явление Богоматери преподобному Сергию…» с вышитыми сюжетами «Зачатие и Рождество Богоматери» и «Зачатие и Рождество Иоанна Предтечи». После чего приняла постриг и под именем Софья продолжила занятие вышивкой в Суздальском монастыре.
Особым почетом пользовалась вышивка икон и пелен, но большую часть работы рукодельниц занимало украшение одежды, в первую очередь для знати и для царя. В XVII веке была создана Царицына мастерская палата, занимавшаяся вышивкой государевых нарядов – накидок, душегрей, кафтанов, летников и даже уборов ловчих птиц.
Одним из центром золотошвейного мастерства в России был Торжок. В старинном Торжке вышиванием золотом занимались горожанки, они трудились на дому и продавали скупщикам расшитые платки, кошельки, ленты. Даже Александр Сергеевич Пушкин в свое время приобрел для жены П.А. Вяземского золотые пояса. Вот что спрашивал в письме своему другу русский классик: «Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы!».
Сегодня искусство золотошвеек продолжает возрождаться, благодаря энтузиазму виртуозных мастериц. Популярностью пользуется сувенирная продукция, украшенная золотой нитью, платки, постельное белье, представительская продукция. Как и прежде, декорируются золотым шитьем знамена, иконы, одеяния священнослужителей. Традиции вышивки золотой нитью как и много веков назад передаются из поколение в поколение, впечатляя тонкостью работы и благородной роскошью узоров.