Тренд на диджитализацию: Fashion Consulting Group, Яндекс и FashionSnoops рассказали о российском модном рынке до и после 2020 года

Вынужденное социальное дистанцирование простимулировало в 2020 году еще больше потребителей и брендов к использованию цифровых платформ, отмечают эксперты Fashion Consulting Group, Яндекс и FashionSnoops. Компании опубликовали совместный отчет, в котором рассказали о российском fashion-рынке до и после 2020 года.

Продукция fashion сегмента — одна из самых востребованных категорий в online-торговле, отмечает Fashion Consulting Group. Если на начало года аудитория интернет-торговли в России оценивалась в 60-65 млн человек, то карантин обеспечил приток до 15 млн новых покупателей. Порядка 28% пользователей, совершавших покупки одежды, обуви и аксессуаров в интернете в период изоляции, стали лояльней относиться к онлайн-шопингу.

По разным оценкам аналитиков, доля оnline-продаж на фоне сокращения offline торговли может вырасти в этом году до 20-25%. После снятия ограничительных мер интерес к категориям fashion-товаров на поиске Яндекса за три летних месяца вырос на 19% по отношению к лету прошлого года.

Помимо тренда на диджитализацию рынка fashion, авторы отчета выделяют и другие тенденции, которые определяли курс развития модной индустрии еще до пандемии и значительно усилились в период карантина: насыщенный рынок и экономный покупатель, волна «потребительского патриотизма» и рост количества локальных брендов.

По оценкам Fashion Consulting Group, объем рынка одежды, обуви и аксессуаров в 2019 году сократился на 3%. Одежда и обувь заняли первое место в списке того, на чем люди экономят в первую очередь, обогнав отдых и развлечения. При этом Россия входит в Топ-10 стран по обеспеченности торговыми площадями и по количеству брендов, представленных в стране. В среднем по стране на каждую тысячу жителей приходится 127 квадратных метров торговых площадей.

Что касается волны «потребительского патриотизма», каждый второй россиянин считает, что локальное происхождение бренда — это позитивный фактор, влияющий на его решение о покупке, ссылаются авторы исследования на данные Минпромторга. Ассортимент российской продукции растет в мультибрендовых магазинах и маркетплейсах, причем рост наблюдается как у нишевых дизайнерских брендов, так и у отечественных марок массмаркета. Например, около 50% товаров, которые продаются на Wildberries, имеют российское происхождение.

Доля индустрии fashion на рынке розничной онлайн-торговли в целом составляет 23% от всех локальных и 33% от трансграничных online-покупок в России. Локомотивом продаж являются на данный момент маркетплейсы и мультибрендовые интернет-магазины, обеспечивая 74% всех продаж в индустрии. Монобрендовые интернет-магазины и продажи через социальные сети занимают 20%. Сервисы объявлений и вторичные продажи в online набирают силу, нарастив долю до 6%.

Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отметила: «К моменту начала пандемии российский рынок находился на фазе стагнации потребительского спроса, возникшей на фоне замедления развития экономики, затяжного пятилетнего тренда ослабления курса рубля (на 200% с сентября 2014 г., на 19 % с сентября 2019 г.) и постоянного давления на экономику международных экономических санкций. В то же время пандемия существенно ускорила развитие и внедрение технологий и диджитализацию ритейла».

Виктория Кинаш, директор по продажам ключевым клиентам и партнерам Яндекса, добавила, что диджитализация, в том числе и fashion индустрии — долгосрочный тренд — компаниям необходимо выстраивать бизнес-процессы, ориентированные на online-продажи: от CRM-систем и организации доставки до стратегии маркетингового продвижения».

Источник: РИА Мода

Фото: FashionUnited