9 апреля 2018 г.

Молодая кровь: Рома Уваров

«Самобытность» — главное слово 2018 года в российской культуре. Сегодня нам уже не хочется воспринимать таких авторов, которые пытаются соответствовать каким-то успешным и признанным стандартам. Ведь искренние и оригинальные произведения в таких условиях не рождаются. Мы ищем новые имена в искусстве, музыке и дизайне, которые мелко перерабатывают источники вдохновения и каждый пропускают через себя, а не лепят из привлекательных и знакомых кусков нечто откровенно коммерческое. Таким продуктом уже никого не удивить.

Краснодарский дизайнер Рома Уваров — одна из таких самобытных находок. В свое время он нас удивил абсурдными коллажами, в которых умудрился сочетать несочетаемое удивительно органично. Тогда было еще не понятно, случайная ли это удача или видение художника. Но к выходу его третьей коллекции стало ясно, что дизайнер четко выстроил свою эстетику, балансирующую между эксцентричной коммерцией и безумным артом. Сегодня Рома Уваров находится в ожидании успеха — после его показа на Mercedes-Benz Fashion Week Russia F/W2018/19 о молодом дизайнере написали Vogue Italia и назвали его шоу одним из лучших на московской неделе моды. Мы сделали с Ромой больше интервью, в котором он рассказал о своем пути к успеху на MBFW.

Я из республики Адыгея, из Майкопа. Там я провел свое детство. До 10 класса у меня вообще не было друзей. А потом в моей жизни они стали появляться. Они все учились на швей в колледже и мечтали стать знаменитыми дизайнерами. Тогда я считал, что даже пробовать себя в этом не буду, потому что мне нечего сказать в этой сфере. На тот момент я занимался фотографией, делал коллажи в Photoshop. Я хотел продолжать заниматься творчеством и решил, что буду учиться правильно его продвигать. Поэтому я поступил на рекламу и PR. Собственно, сейчас я на последнем курсе — осталось два месяца.

На первом же курсе я разочаровался в том образовании, которое выбрал. Я понимал, что меня это ни к чему нормальному не приведет — у нас дают теорию, а практики никакой. И тогда мне захотелось пробиться в краснодарскую тусовку — может быть там что-то могло бы меня заинтересовать. У меня была одна знакомая дизайнерша из Майкопа, которая могла себе позволить все, что угодно, потому что ее спонсировал президент Адыгеи и местное министерство культуры. Она отшила там свою коллекцию, приехала в Краснодар, нашла бутик и позвала меня на свою презентацию. Я пришел и познакомился с хозяйкой этого бутика — дизайнером Олей Садовой. На тот момент — четыре года назад — она была достаточно известной. И спустя два месяца после этого знакомства я пришел к ней и предложил свои бесплатные услуги — быть фотографом, из этих фотографий делать коллажи, заниматься ее Instagram. Со временем я стал заниматься еще и закупкой тканей, отшивом, пиаром, презентацией этих коллекций. Мы работали вместе три года, за это время я получил опыт в модном бизнесе и решил, что хотел бы сам делать одежду.

Я начал с обычных футболок с вышивкой — закупал футболки, придумывал принты, отправлял в типографию, привозил футболки, на них делали вышивки, я пришивал к футболкам бирки и пытался их продать.

Сколько ты вложил в это?

Мое материальное положение плачевное, мои родители помочь мне не могут, потому что они не богаты. Мне пришлось приехать в Краснодар и любыми путями искать себе деньги. Я учусь на бюджете, и единственное, что меня держит в университете эти четыре года — стипендия в 10 тысяч рублей. Все, что я сделал за это время — только благодаря стипендии. На эти деньги я живу, сделал первые футболки, первые коллекции, пытался жить в общежитии, как-то круто одеваться в секонд-хендах.

Как ты продвигал свою марку на первых парах?

На первом курсе я прочитал одну статью о продвижении. Это правда было про политический пиар. И там был такой факт: чтобы утвердиться в мире богатых людей, нужно заняться благотворительностью. На тот момент случилось так, что у лучшей подруги моей знакомой сын заболел раком мозга, и нужны были миллионы рублей для лечения за границей. Тогда я и запустил благотворительную акцию — всю прибыль со своих футболок я полтора месяца переводил этому парню. Себе я забирал только себестоимость и вкладывал опять в следующие футболки. За те полтора месяца я продал футболок больше, чем за последний год. Таким образом всей этой кубанской элите я смог рассказать о себе.

В общем, ты выпустил эти футболки и что дальше?

Дальше я понял, что глупо заниматься только футболками, мне уже было скучно до тошноты этим заниматься. Я понял, что нужно делать свою коллекцию. Было тяжело над ней работать — что бы я ни придумал, это всегда уже было придумано. Мне нравятся винтаж и одежда из секонд-хендов, но я понимал, что если это объединю, то получится Гоша Рубчинский, который мне абсолютно не нравится.

А кто тебе нравится?

Я могу сказать, что мне очень нравятся Джонатан Андерсон, Loewe, Margiela, Dior при Рафе Симонсе. А вообще меня может вдохновить просто предмет. Хоть красивая ручка, хоть камыш на болоте. Либо я буду идти по рынку и увижу резиновую советскую грелку, с которой кстати у меня все и началось.

Три года назад, когда я думал над своей первой коллекцией, не мог прийти ни к чему конкретному. В тот момент мне с друзьями выдалась поездка в Крым. Это было мое первое путешествие куда-либо за границы нашего региона. Все мы — огромные любители винтажа. И мы узнали, что в Севастополе есть рынок под названием «Рынок секонд-хэнд». Я ходил по этому рынку и скупал все подряд, что мне только нравилось — старые грелки, огромные штаны, в которых бы поместилось три меня, советские галстуки, малиновый пиджак. И тогда мне пришло в голову, что я хочу рассказать о русском колорите через такие винтажные детали. В общем, моя первая коллекция на 50 процентов состояла из старых вещей. Допустим, лук состоит из пяти предметов гардероба. И к примеру два из них — это винтажные штуки, переделанные в концепте моего бренда, а все остальное мы отшивали. И там были всякие свитшоты из гобеленов с оленями, сумки из грелок, расшитые огромные малиновые пиджаки, кепки, на которые были пришиты советские хрустальные резные рюмки.

Давай поговорим о твоем недавнем показе на МBFW. Организаторы тебя сами нашли? Когда-то я им написал, мол, здравствуйте я такой-то дизайнер, я хотел бы узнать сколько стоит участие на «Мерседесе» и я открыто признался, что я бедняк из Краснодара, молодой дизайнер, который делает свои коллекции на стипендию, у меня нет денег ни на проезд в Москву, ни тем более на оплату показа, скажите мне, возможно ли у вас как-либо участвовать? Меня в ответ просто попросили рассказать о себе и прислать фото своих работ. И как-то все это сошло на нет. А потом перед новым годом мне позвонили и сказали: «Роман, а вы почту свою проверяете?» Я ответил, что проверяю. А они: «Странно, ну тогда проверьте спам». Я захожу в спам, а там предложение — Роман, хотим вас.

Участвовал я бесплатно. Моделей было нетрудно найти тоже бесплатно — когда ты нравишься людям, они сами к тебе идут. Тебе только нужно выбрать из них. Я за полторы недели до показа написал в соцсетях, что ищу моделей. Мне стали писать просто в огромном количестве. Для меня это был ужас. Когда у тебя 100 сообщений в WhatsApp и каждый присылает по шесть-семь фотографий…

Откуда у тебя возрастные модели появились?

Это модельное агентство «Олдушка». Его директору, Игорю Гавару, я давно предлагал замутить мой показ в Москве, сделать все бюджетно, но круто. Тогда ничего не получилось — нужны были какие-то адские бабки. А перед показом на «Мерседесе» я опять написал Игорю, и он с радостью согласился. Но у них не бывает такого, что ты сказал бабушке, что она участвует и она пришла. Нужно сначала подтверждение от бабушки, подходит ли ей это духовно или нет. И когда Игорь разослал фото моей коллекции своим моделям, то все они отказались. Они сказали, что не будут участвовать в этом шабаше. А моя коллекция не несет ничего негативного — в своем пресс-релизе я все конкретно написал и о смыслах, и о социальных проблемах, которые затрагиваю. Тогда мы решили, что Игорь соберет их всех, прочтет пресс-релиз и попытается убедить участвовать. И после этого все согласились. Я среди них выбрал четыре модели. И они с таким огромным удовольствием участвовали, я никогда в жизни таких бабушек не видел. Они были так счастливы, они там так скакали!

А грим и стайлинг?

Визаж делали мои партнеры из Краснодара, которые случайным образом оказались в Москве. Стайлинг по волосам делал я сам.

Я очень критичный к себе человек, но как сказали организаторы и гости — мой показ был одним из самых крутых. Кстати, мне предложили поучаствовать осенью, и я согласился. Меня все СМИ раньше игнорили, но после показа обо мне написали и итальянский Vogue, и Garage, и Purple, и даже наша местная кубанская газета с тиражом 24 000 экземпляров.

Расскажи, как происходило твое общение с иностранными СМИ?

Я же еще выиграл в конкурсе «Новые имена в дизайне» журнала «Собака». Я просто увидел в Instagram пост, что питерская «Собака» проводит конкурс. Мы отправили заявку и забыли об этом, даже не участвовали в голосовании. У нас не было времени — мы готовили показ в Краснодаре. Но мы вошли в десятку победителей. В общем, у нас был показ в Москве 15 марта. А 16 марта мы должны были быть рано утром в Питере, чтобы провести примерку, потому что 17-ого у нас был показ там. После него мне стали звонить организаторы «Мерседеса», типа, Рома, поднимись срочно на бэкстейдж, тут тебя ищут. Ну и там стояли журналисты из итальянского Vogue, которые заметили меня на MBFW и приехали на мой показ в Питер. Мы сели, я в шоке забыл все английские слова, мне так было стыдно. Но потом они опубликовали материал, в котором написали, что это была одна из самых крутых коллекций на «Мерседесе».

Расскажи о своей команде Для меня то, чем я занимаюсь — это не творчество и не хобби. К своему бренду я отношусь очень серьезно. Я себя ощущаю настоящим директором. У меня есть девочка-швея, которая отшивает коллекцию в одном экземпляре для показа. У меня есть ателье-партнер, которое отшивает заказы для магазинов. И у меня есть помощница.

Как ты собрал команду?

Это такие золотые люди в моей жизни. Например, моя помощница — моя близкая подруга и однокурсница. В сентябре прошлого года я ей предложил работать вместе. Она меня очень хорошо понимает и знает, чего я хочу. И она не отказалась, я очень рад, что она есть в моей жизни.

С девочкой, которая все отшивает в одном экземпляре, была смешная история. Она заселилась напротив моей комнаты в общежитии. Оказалось, что она следила за моим творчеством еще с моего девятого класса. И она была в шоке, что живет напротив того парня, за которым следила последние четыре года. На тот момент я уже был в какой-то степени известным в Краснодаре. На самом деле люди со мной боятся знакомиться, они думают, что я очень пафосный. И она очень сильно боялась со мной познакомиться. У меня был сосед, который всегда с ней ходил курить, и месяца три-четыре она ему капала на мозги, чтобы он как-нибудь ее специально познакомил со мной. Мы познакомились, и оказалось, что она умеет шить. И вот уже год она работает со мной.

Как у вас идут дела с финансовой точки зрения?

Я не живу на деньги бренда. Все заработанное уходит на отшив заказов для магазинов, на оплату квартиры, которую мне приходится снимать, потому что заниматься всем этим в общежитии невозможно. В общем, бренд несет какие то деньги, но не колоссальные. Я понимаю, что работа, которую я делаю, классная, но продавать ее в России очень трудно.

С первой же коллекцией я продавался в «Цветном». Тогда я просто написал им, и они сразу же взяли мою одежду. Но сейчас они отказываются от сотрудничества. На данный момент я не продаюсь нигде. Тут вот в чем сложность — есть магазины, которые хотят со мной работать, но у меня нет денег отшить для них заказ. Нужно от 50 тысяч рублей на один заказ. Где мне брать эти деньги непонятно. Спонсоров и инвесторов у меня нет. Есть люди, которые готовы дать денег, но они хотят большой процент, а я к этому не готов. По отношению к людям, с которыми я работаю это будет по-свински — они будут работать бесплатно, а я при этом буду отдавать огромный процент кому-то левому.

Как проходит твой творческий процесс?

Я не верю в творчество абсолютно. Я считаю, что его не бывает. Творчество для дураков. Есть люди, которые говорят: «Вот, ко мне пришло вдохновение, я занялся творчеством. Когда нет вдохновения, я творчеством не занимаюсь». В общем, творчество — это для слабых людей, которые отмазывают отсутствием вдохновения свою неработоспособность и лень. Талантливый человек может сделать что-то в любой момент, в любое время. Хорошо, когда ты от работы получаешь вдохновение, классные эмоции. Допустим, я делаю коллаж, я не вкладываю никакого смысла, для меня важна эмоция, которую люди от этого получат. Я просто соединяю картинки, которые мне очень нравятся и которые меня вдохновили. Меня вот вдохновила картинка с бельем, которое сушится на веревках, потому что я это видел в своем детстве, я помню и лето, и деревню, в которой отдыхал. Эти воспоминания заряжают меня положительными эмоциями. И почему бы эти положительные эмоции не соединить с моей одеждой и не сделать классный контент?

 

https://www.be-in.ru/blood/40090-roma-uvarov/

Похожие новости