О развитии производства технического текстиля, цикличной экономике и снижении углеродного следа мы поговорили с Владиславом Ивановым, директором по развитию завода «Термопол».
Владислав, завод «Термопол» производит синтетический наполнитель и утеплитель Холлофайбер®. В каких сферах, для чего он используется, и не представляет ли какой-либо опасности для человека?
В августе 2005 года предприятие, образованное 2 апреля 2004 г., вышло на первую серийную партию нетканых материалов «Холлофайбер». Сегодня в ассортименте 1500 артикулов.
Это продукция для всех отраслей промышленности: мы выпускам рулонные нетканые материалы (от 70 г/м.кв.), пласты (до 2500 г/м.кв.), технологически обрабатываем химические волокна для различного универсального и многофункционального применения. «Холлофайбер» видим в быту — подушки, одеяла, одежда, игрушки и пр., однако его применение распространено и в промышленности, высоких технологиях, в таких сферах как космос, медицина, атомная энергетика и пр.
Наиболее популярно использование в утепленной одежде, мягкой мебели и матрацах, домашнем текстиле, интерьере, строительстве. Применение практически не ограничено. Именно наши высокотехнологичные материалы, находящиеся внутри изделий и конструкций, предопределяют высокое качество, свойства и эксплуатационные характеристики конечных товаров, их надежность и безопасность. Поэтому мы говорим: «Главное – внутри!». Подобную продукцию можно встретить практически во всем, что нас окружает. Зачастую мы даже не догадываемся об этом, потому что нетканые материалы – это прикладные и комплектующие, как правило, они скрыты, — утеплители, наполнители, — и редко применяются как готовые изделия. Активно развиваются и такие внедрения нетканых материалов, как гидропоника, сбор маслянистых и нефтяных загрязнений в акваториях, термоизоляция ульев, аквафильтры, безрастворная кладка в строительстве и пр. пр. Об этом мы часто пишем в наших научных исследованиях и отраслевых изданиях, в сетях.
Опасности для человека нетканые материалы «Холлофайбер» не представляют. Напротив, наши технологии применяются в средствах индивидуальной защиты, причём в таких сегментах, где предусматриваются повышенные требования к безопасности — нераспространение пламени, термические риски, гипоаллергенность, защита от критически низких температур, от воздействия электрической дуги и др. Более того, нетканые материалы, выпускающиеся на наших заводах, а это две производственные площадки в Москве и в Московской области, исследуются и тестируются не только в лабораториях РФ, но и за рубежом. Например, в Германии ежегодно с 2007 года «Холлофайбер» подтверждает экологическую и гигиеническую безопасность по стандарту Oeko-Tex Standard 100 и именно по 1 классу, предусматривающему применение материалов даже при прямом соприкосновении с кожей новорожденного.
Вы считаете, за такими материалами из химических соединений будущее? А как насчет натуральных материалов?
За очень короткий для промышленности срок нетканые материалы стали альтернативой или в некоторых случаях даже полной заменой натуральных, искусственных и различных полимерных материалов: более практичной, надежной, безопасной, соответствующей принципам цикличной экономики, осознанного потребления. Мы это называем полирециклинг: то, что безопасно для человека и среды, перерабатываться, причем не разово, что подразумевает рециклинг, а именно многоразово, циклично, без сжигания или закапывания отходов. Таким образом, одна из наших концепций «Мир комфорта и тепла» продолжает активно реализовываться как персонально, по отношению к каждому человеку, так и социально — по отношению к обществу и планете.
Будущее материалов из химических соединений, в частности, полиэфирных было предопределено более 80 лет назад. Первый синтез полиэфира был произведён в лаборатории Дюпон (США) в 1930 году.
Создание технологии волокнообразующего полиэтилентерефталата – это явление сродни появлению бумаги или управляемой термоядерной реакции. Это новая эра в материаловедении и технологии. А эпоха нетканых материалов только начинается. Значение тех открытий — запатентованных, частично закрытых, большинство из которых ещё несколько лет назад шифровалась, — мировая общественность осмысливает только сейчас.
В широком значении термина синтетическая продукция зачастую моделирует наиболее эффективные и оптимальные свойства природных материалов, по определенным параметрам превосходит их, оказывается более приемлемой с точки зрения стоимости, сочетания с инновациями в пакетных решениях, появляются синтетические системы: в нашем случае, например, синтетические ткань верха + мембрана + утеплитель + подкладочная ткань, а также вторичной переработки, полирециклинга.
С нашими неткаными материалам мы выходим на уровень smart-textile, успешно решая, по сути, некоторые бионические и кибернетические задачи. Например, Холлофайбер ТЕРМО с функцией саморегуляции, к появлению которого компания шла 15 лет, стал настоящим открытием.
Наши производства «Термопол» ориентированы преимущественно на высококачественные химические волокна с различными свойствами. Это тренд: мировая текстильная промышленность всё активнее переходит на технический текстиль, приоритет — полиэфир. С нашей точки зрения, свойства полиэфирных волокон максимально адаптивны для широких промышленных задач.
Таким образом, и спустя 80 лет после появления первых опытов с полиэфирным волокном, промышленность продолжает экспериментировать, создавая всё новые и более совершенные химические волокна, а также нетканые материалы из них. Появляются новики у нас. Развиваем как платформенные решения (СОФТ, ТЭК, ВОЛЮМЕТРИК, СТРОЙ, ХАРД, ПАФС и др.), так и эволюционные разработки материалов с добавленными свойствами (КАРБО, ТЕРМО, ПРОФИ МИКРО S, ЭКОСОФТ, НГ, SMARTLOFT, ЭКОТЕРМ FR и др.).
Расскажите, как прошел непростой 2020 год для компании – с чем пришлось столкнуться? Может он для вас сложился очень удачно?
Главная угроза – covid. Чтобы обезопасить сотрудников, были внедрены системы безопасности. По распоряжению Мэра Москвы мы на определенный период остановили предприятия, часть офисных процессов перевели в онлайн.
Также существовали опасности, связанные с кризисом поставок сырья, в основном из Китая. Мы преодолели их за счёт внутренних складских резервов и средств. С учетом производства нетканых материалов для государственного и корпоративного заказа оперативно уже к лету 2020 года восстановили объемы, нарастили мощности за счёт введения наших новых производственных модулей в Московской области. Не подвели партнёров, не сорвали заказы, в дальнейшем вышли на наш плановый круглосуточный график. Однако пандемия и кризис поставок полиэфирного сырья, рост цен в 2020 и 1 квартале 2021 г. вновь актуализируют тему дополнительного сырьевого резерва для обеспечения потребностей государственного и корпоративного заказа. Запасы сырья должны быть гарантированы «главным заказчиком», и в этом — роль государства в формировании заказов. Например, меры поддержки по Постановлениям №№ 791, 616, 617, в особенности №719 – способствуют развитию и стимулированию внутреннего рынка, экспортоориентированности. Однако важно понимать, что внутренние резервы коммерческих структур ограничены, как показал локдаун, 2-3 месяцами складских запасов. «Термопол» инициировал обсуждение данного вопроса и сегодня мы надеемся на укрепление Росрезерва химическими высокотехнологичными волокнами и другими сырьевыми ресурсами. Об этом, кстати, шла речь в ТАСС 10 июня на расширенном отраслевом совещании при поддержке Минпромторга.
Сейчас мы можем сделать вывод, что главным фактором сохранения отраслевой работоспособности и устойчивости потребительского спроса в 2020-м стало плановое потребление нетканых утеплителей и наполнителей по государственным и корпоративным заказам. Основные потоки в производственных цепочках сформировали системообразующие предприятия, поддержанные Правительством РФ.
Ещё одна особенность локдауна – рост контрафакта. Мы вынуждены были усилить контроль за нашей интеллектуальной собственностью, принимали меры претензионного характера, проводили просветительские и правовые мероприятия в отраслевой и потребительской среде, организовывали конференции, поясняя возможности грамотного и выгодного взаимодействия отраслевиков.
Давайте поговорим по насущной сегодня теме – циклической переработке. Вы начали создавать продукцию из вторсырья, и уверенно заявили 26 мая на совещании в Минприроды России о необходимости рециклинга. Как думаете, какие проблемы предстоит решить отрасли прежде чем массово переориентировать производства? И с какими сталкивается ваша компания?
Предпосылок этому множество. Однако основные отражены в Парижском соглашении по климату, в активизации деятельности ООН, в данных Всемирной метеорологической организации – все они направлены исключительно на достижение углеродной нейтральности уже к 2050 году! Призывы мировых лидеров положить конец, цитирую лидера ООН Антониу Гутерриша, субсидированию и финансированию энергетики, основанных на ископаемых видах топлива — для нас как сырьевой державы сегодня звучат набатом. Но это и призыв активизироваться нам в области глубокой переработки углеводородного сырья – в сырьё для универсальных и многофункциональных технологий на основе технического текстиля и нетканых материалов. Сегодня РФ находится в зависимости от импортных полиэфирных высококачественных волокон, причем как первичных, так и вторичных.
Так что же делать? На этот вопрос отечественная промышленность и идеологи химизации давали ответы и 70, и 50, и 30 лет назад. А именно, повторюсь, — ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ СЫРЬЁ. При инертности и нерешенности данного вопроса декарбонизация — снижение выбросов углекислого газа — в итоге просто сделает из нас «собаку на сене».
Учитывая наш опыт разработки и внедрений нетканых материалов на основе химических волокон, зная рынок и понимая тенденции, ведем направление «Ископаемый текстиль». Оно предполагает демонстрацию достижений и возможностей создания продукции для всех видов промышленности с применением химических волокон. Развитие технологий химизации неуклонно ведет к совершенствованию компонентов и материалов, а этот процесс стимулирует появление новых возможностей переработки.
Вы правильно заметили, что 26 мая на совещании в Минприроды России мы выявили ряд особенностей в развитии рециклинга в текстильном производстве: от сырья – до оборудования и кадров, в качестве примера привели исследования и внедрения материалов из волокна различного типа, в т.ч. вторичных и переработанных (Холлофайбер ЭКОСОФТ), применение рециклинговых волокон, безотходность производства и пр. Также отметили позитивный опыт разработок экологической продукции «замкнутого цикла» — утеплителей «Холлофайбер» для высококачественных изделий «Декатлон».
Повторюсь, «Термопол» ориентирован на первичное высококачественной сырьё, преимущественно, полиэфирное. Вместе с тем, первые эксперименты по применению вторичных волокон относятся ещё к 2005 году. Однако развитие технологий и изменение взглядов общества на переработанные материалы — стали предпосылками для включения в ассортимент производства новых материалов Холлофайбер ЭКОСОФТ. Это высококачественные утеплители с применением вторичного и/или переработанного сырья.
Проблемы снижения объема отходов, поступающих на полигоны, внедрения раздельного сбора мусора, перехода на экономику замкнутого цикла и применения механизма расширенной ответственности производителя в части производства текстиля будут в дальнейшем поэтапно решаться с подключением представителей текстильных производств. Вопрос становится все более актуальным и с возрастающими объемами не только бытовых, но медицинских отходов, а также развитием вопроса производства химических волокон на территории РФ.
Насколько нам известно, вы планируете официально предложить Минпромторгу России провести Год технического текстиля в России в 2022-2023 гг. Что это значит? И что это может дать отрасли?
Действительно, тема сначала была озвучена и поддержана на «Неделе текстильной и лёгкой промышленности», сейчас идёт стадия отраслевого обсуждения, сбор экспертных мнений, для Минпромторга России готовятся предложения о проведении в 2022–2023 гг. «Года технического текстиля в РФ». Учитывая большой резонанс, инициативы, общественную и отраслевую значимость темы — важно, чтобы подключились и другие ведомства и крупные компании, в том числе нефтеперерабатывающие, химические концерны, вузы, НИИ.
На состоявшемся ПМЭФ в ряде секций уже обсуждались вопросы более активного развития нефтепереработки, усиления роли синтетической продукции, волокон и нитей. Например, на сессии «Полный Fashion: соединяя моду и промышленность» было чётко заявлено о сегменте синтетики, что «ЗА НИМ – БУДУЩЕЕ!»
Инициатива такого широкого межотраслевого мероприятия как «Год технического текстиля в РФ» давно назрела, она обоснована возрастающей значимостью соответствующей продукции, мировым трендом на химические волокна, значительными успехами советской и российской промышленных школ в области химизации, а также развитием программы лубяных волокон и поддержки льняной отрасли, локальной поддержкой овцеводства, кожевенного сектора и пр., отходы и вторичное сырье которых может быть актуально для производства широкого спектра продукции технического текстиля, предусматривающего полирециклинг.
Очевидно, что это тема огромна и перспективна. И наша компания традиционно даёт импульс для реализации, экспертно – учитывая такой гигантский промышленный и r&d опыт, наработки в науке и внедрениях – охотно делится идеями и наработками. Мы видим в этом перспективу не только для нашего направления или одной отрасли. Развитие неизбежно — в нём заложен гигантский кумулятивный эффект для технологий, промышленности, бизнеса, исследований, тем более с учётом сырьевых и интеллектуальных возможностей нашей Родины!