16 августа 2022 г.

Виктор Евтухов: «Качество российской одежды и обуви выше качества многих иностранных брендов»

Виктор Евтухов, Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации о том, что укрепит российские бренды и научит их успешным продажам. И о том, как успешно воспользоваться «окном возможностей», которое «прорубили» сбежавшие с российского рынка мировые ритейлеры одежды. 

Скажите, а мы вообще производили одежду в 90-х годах? Кажется, тогда вся Россия ходила в том, что привезли челноки из Китая и Турции…

Да, девяностые – это начало челночной торговли и становления рыночной торговли одеждой в принципе. После дефицита выбора одежды в СССР, наши люди очень благоприятно встретили продукцию, привезенную челноками из Китая, Вьетнама, Польши и Турции. В 1996 году на долю челноков пришлось 75 процентов всех закупок товаров народного потребления за рубежом. Что можно в такой ситуации сказать о производстве одежды в России в 90-х годах? В тот момент у нее не было шансов на развитие, также, как и у текстильных предприятий, многие из которых, в итоге, в связи с отсутствием заказов обанкротились и были переплавлены. Потому что если не развивается швейная промышленность, то и соответственно ткацкое и трикотажное направление не имеет вектора роста.

За последнее десятилетие многое сделано для восстановления отрасли. Был сконсолидирован государственный заказ на одежду, при поддержке Минпромторга проведена модернизация оставшихся текстильных предприятий, активно поддерживались отечественные производители одежды. И сейчас у нас вновь есть «окно возможностей» для роста нашей индустрии.

Сейчас, когда рынок покинули импортные товары, сможет ли Россия обеспечить людей качественной, модной, недорогой одеждой?

Россию не покинули импортные товары, ее покинули мировые ритейлеры одежды. Структурно на долю этих компаний приходилось до 30% продаж. Основной объем одежды (50%) приходится на китайских и турецких поставщиков. Они остались на рынке и никуда не уходили, наоборот еще и расширяют присутствие. Еще 20% занимают отечественные производители и торговые марки. Поэтому особых проблем с обеспечением недорогой одеждой у нас нет и не будет. 

А как у нас обстоят дела с производством одежды категории масс-маркет? Что мы уже импортозаместили?

Российские бренды легкой промышленности набирают обороты, и сейчас то самое время, когда в период «простоя» западных конкурентов, российским брендам необходимо встряхивать вокруг себя и информационное поле. Рассказывать о своем присутствии на рынке и активно работать с потребителем.

В России есть ряд представителей масс-маркета с российским производством или с российскими корнями, которые сейчас могут предложить не только актуальные модели одежды на будущий сезон, но и приятно удивить соотношением цены и качества, которые будут лучше на порядок, чем у приостановивших деятельность иностранных конкурентов.

Повседневная одежда, праздничная, обувь, аксессуары, outdoor и спортивная одежда – на российском рынке данная отечественная продукция есть, выпускаются новые коллекции.

Еще до приостановления деятельности ряда зарубежных брендов одежды, обуви и аксессуаров во многих торговых центрах было возможно встретить российские бренды. Только вот как они там были представлены. Конечно, в глазах потребителя наши бренды были в некой тени раскрученных зарубежных масс-маркетов. Сегодня у наших брендов, повторюсь, есть шанс. Качество производимых российских вещей выше качества ряда иностранных брендов. Российская одежда сшита на порядок лучше той, что к нам поступает с производственных площадок ряда фабрик Китая и Бангладеша. При этом цена в некоторых сегментах у российских брендов ниже.

В 2021 году Минпромторгом России было проведено исследование российских брендов одежды, обуви и аксессуаров и выявлено порядка 1037 брендов, которые успешно производятся на всей территории Российской Федерации.

Насколько российская легкая промышленность в принципе зависит от импорта?

Да, у нас есть зависимость от сырья для производства тканей: хлопок, синтетика, вискоза.

Хлопок в российских широтах в нужных объемах и нужного качества просто не произрастает. Ключевыми поставщиками этого материала являются дружественные страны: Узбекистан, Таджикистан и другие страны.

Если же рассматривать вопрос выращивания хлопка на территории Российской Федерации, то тут есть ограничения в виде климатических условий.

Альтернативой хлопку с точки зрения потребительских свойств является родное льняное и конопляное сырье. Этому в подтверждение — положительная динамика производства льняных тканей. Согласно данным Росстата за 2021 год объем производства льняной пряжи увеличился и составил более 2 млн тонн, это рост на 38,2%. Объём производства льняной ткани составил более 25 млн квадратных метров, рост на 2,7%.

Площадь посевов технической конопли за последние несколько лет также увеличилась более чем в 5 раз, запускаются производства в Мордовии, Адыгее, Курской, Нижегородской и Ивановской областях. 

В Пензенской области работает масштабный проект группы компаний «Коноплекс» по переработке собственного лубяного сырья для получения целлюлозы, а также производству продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.

Производить в России все ткани невозможно, но часть тканей изготавливаются, работают предприятия текстильные и трикотажные, а также ежегодно открываются новые заводы. 70% потребляемых шерстяных, 90% льняных и 52% хлопчатобумажных тканей производится российскими текстильными предприятиями.

Экспорт шерсти из России вдвое превышает импорт. Минпромторг России, Минсельхоз России совместно с производителями и переработчиками шерсти и коллегами из Республики Беларусь проводят работу по развитию данного рынка за счет повышения качества и стандартов процесса заготовки, сортировки и сертификации шерсти.

В России производятся нетканые материалы, трикотажное полотно. Есть примеры производства мембранной ткани. Мы делаем прекрасные свои хлопчатобумажные ткани и многое другое. У нас создаются новые предприятия, проходят модернизацию и уже существующие. Инвестиции в основной капитал в легпроме в 2021 году увеличились на 34% по сравнению с 2020 годом.

Несмотря на складывающуюся в этом году сложную экономическую ситуацию, в ближайшие время ожидается запуск новых производств. Например, в июне в Ивановской области уже запущена фабрика по производству трикотажного полотна. До конца года здесь же ожидается запуск еще одного предприятия, расширяются три действующих производства. Реализация только ивановских проектов позволит к 2023 году увеличить выпуск трикотажного полотна более, чем на 40%.

Сейчас мы проводим работу с различными брендами, консультируем в подборе российских швейных предприятий, в подборе отечественных компаний, которые могут стать поставщиками тканей и фурнитуры.

  Какие российские марки одежды и обуви могут заменить европейский премиум-сегмент?

На этот вопрос, конечно, лучше ответят профессионалы, которые ежедневно работают в фэшн-индустрии, знают тренды и как раз формируют наполненность магазинов и, в том числе, работают с премиум-сегментом. Конечно, я говорю про так называемых «байеров». Раньше все закупки на предстоящие сезоны проводились исключительно за рубежом, и в тот момент, когда писался заказ на наполнение магазинов в России, своим, российским маркам было очень проблематично встать в лист отбора.

В России не укреплена фэшн-индустрия, а скорее представлена отдельными брендами, часть которых известна в довольно узком кругу. Чтобы наши бренды лучше узнали российские покупатели, в этом году запущен проект FASHION HUB SHOWROOM, где представлены российские марки одежды. В том числе, премиум-класса. Это отправная точка в создании условий цивилизованной торговли, введения в российской фэшн-индустрии такого понятия как товарное соседство, расписание заказов и производства, сезонность ассортимента.

Не так давно в Москве прошла неделя моды, молодые дизайнеры представили свои коллекции, эксперты обсуждали перспективы отрасли. Есть польза от таких мероприятий?

Главным итогом такого мероприятия для каждого участника и организатора должно стать в первую очередь понимание того, что фэшн-индустрия – это не только про создание креатива и работу дизайнера, лично транслирующего обществу свое видение одежды. Фэшн-индустрия – это большой сектор бизнеса, который должен быть выстроен прежде всего с точки зрения экономики продвижения создаваемой коллекции.

Пока что у нас участие в таких мероприятиях и показах зачастую воспринимается дизайнерами как финальная точка создания коллекции. На деле необходимо понимать, что это лишь начальная стадия, а далее идет работа с «байерами», формируются заказы в магазины и направляются задания на производства.

У нас пока еще зачастую отсутствует взаимосвязь дизайнера и промышленного и ритейл-сегмента. Нет сформированного и системного перехода «идей с подиума», что называется, «на серийное изготовление» и «на продажу». Этот переход необходимо создавать, чтобы формировать стабильные промышленные заказы. Если дизайнер найдет дорогу в наши же фабрики и наш же ритейл – это не только укрепит отечественные бренды, это будет способствовать развитию промышленности легпрома от волокон и нитей до фурнитуры и станкостроения.