13 июня 2019 г.

В режиме непрерывных улучшений

Изготовленная в Рязани натуральная кожа используется в отделке салонов автомобилей для первых лиц государства. Рязанский кожевенный завод известен как самый крупный производитель натуральной кожи в России. В последнее время предприятие стремительно перевооружается, работает на опережение, выпускает натуральные кожи для самых разнообразных нужд, осваивает новые рынки сбыта и производственные площадки, инвестирует в экологические программы. Генеральный директор АО «Русская кожа» Андрей Низов рассказал, как живет сегодня предприятие с более чем столетней историей и что позволяет уверенно смотреть в завтрашний день.

Андрей Алексеевич, в конце апреля нынешнего года «Русская кожа» была отмечена наградой «Лидер кожевенной отрасли России». За счет чего удается оставаться первыми?

Отраслевое лидерство «Русской кожи» — это результат работы нашего многотысячного коллектива, выпускающего нужный, полезный и востребованный продукт. Наше предприятие одно из немногих в отрасли, где производство диверсифицировано, и это тоже позволяет оставаться в лидерах. Сегодня наряду с выпуском обувной кожи мы являемся одним из крупнейших производителей мебельной и галантерейной кож. Активно развиваем такое направление, как выпуск кожи для салонов автомобилей и самолетов. Более того, мы разработали технологии производства кожи, которая может использоваться в железнодорожном транспорте. Надеемся, что на этом движение вперед не остановится, ведь есть еще водный транспорт со своими техническими требованиями, которым наша продукция тоже вполне может соответствовать. Диверсификация, безусловно, не могла бы состояться без технического перевооружения, которое у нас началось с 2014 года. Модернизация продолжается и сегодня. В настоящее время мы много внимания уделяем уменьшению объемов ручного труда и автоматизации процессов. Колоссальное влияние оказывает на нашу жизнь информатизация, и мы сейчас находимся на финишном этапе внедрения системы ERP, которая позволяет хранить и обрабатывать большинство критически важных для работы компании данных. Все это в совокупности позволяет нам занимать достаточно высокие позиции в кожевенной отрасли России.

Какими мерами господдержки сегодня пользуется «Русская кожа» и как это позволяет производству развиваться?

Мы действительно стараемся максимально пользоваться всеми возможными мерами государственной поддержки, находимся в тесном контакте с Министерством промышленности РФ, которое много внимания уделяет легкой, и в частности кожевенной, отрасли. Господдержку через Фонд развития промышленности «Русская кожа» получила на реализацию своего крупнейшего инвестиционного проекта по строительству кожевенного завода полного цикла в городе Заринск Алтайского края. Новое высокотехнологичное предприятие будет введено в эксплуатацию буквально на днях. Завод соответствует последнему слову в кожевенной индустрии. На нем будут применяться не только самые современные технологии производства кожи, но и передовые методы очистки вод и переработки отходов.

Меры господдержки мы получаем также на развитие научно-исследовательского направления, внедрение цифровых технологий на производстве. Только за последнее время от Минпрома России «Русская кожа» получила государственных субсидий в объеме более 260 миллионов рублей. Помимо этого, нас поддерживает Российский экспортный центр, который компенсирует расходы на экспорт продукции в зарубежные страны.

Несколько лет назад «Русская кожа» занялась производством авиационных и автомобильных кож, внеся мощный вклад в государственную программу импортозамещения. Как сегодня обстоят дела с новыми направлениями?

На самом деле начало производству автомобильных кож было положено больше 15 лет назад. Тогда мы поставляли так называемые полуфабрикаты на европейские заводы, где отделывали кожу, в том числе, для салонов автомобилей. Но через какое-то время на федеральном уровне было принято решение о локализации части производств на территории РФ, и мы с радостью откликнулись на новые возможности. Предприятие технически перевооружилось, были проведены необходимые научно-исследовательские работы, усовершенствована центральная заводская лаборатория с возможностью проводить физико-механические испытания готовой продукции. Мы закупили и освоили новое оборудование — раскройные комплексы и перфорационную машину; научились дублировать кожу, соединяя ее с определенными материалами, что очень важно в автомобильной промышленности. Вся эта масштабная работа позволила нам перейти от полуфабриката к выпуску финишного продукта. И сейчас автопроизводителям мы поставляем фактически уже готовые изделия, только в раскроенном виде. Детали остается только сшить — и кожаная обивка автомобильного салона практически готова. Сегодня мы участвуем в масштабном отечественном проекте по выпуску машин представительского класса «Aurus». Гордимся тем, что автомобиль семейства «Aurus», в интерьере которого использована произведенная на нашем заводе кожа, 9 мая этого года был представлен в Москве на Параде Победы.

Особенностью вашего производства является возможность переработки большинства отходов, в том числе до уровня сырья для других перерабатывающих предприятий. Какого профиля эти предприятия? Можно ли сегодня назвать производство на «Русской коже» безотходным?

Называть наше производство безотходным было бы неправильно. Но вместе с тем мы максимально стараемся сделать так, чтобы отходы производства использовались дальше в народном хозяйстве. Нужно понимать, что в ходе переработки кожи образуется большое количество полезных веществ и нужных материалов. Они могут использоваться в агропромышленном комплексе для изготовления биологически активных добавок к кормам для животных или в качестве универсального почвогрунта, например. Кроме того, выработанные из кожи коллаген, желатин, очищенный жир применяются в производстве различных моющих средств. То есть среди наших партнеров — мыловаренные фабрики, предприятия АПК. Мы стараемся максимально использовать наши возможности, отдавать на переработку то, что может дальше пойти в производство, и при этом сводим к минимуму вред окружающей среде.

А как бы вы оценили сегодняшний уровень экологической безопасности «Русской кожи»?

А.Н. — Каждые два года кожевенные предприятия проходят аудит сообщества кожевников LWG (Leather Working Group), в ходе которого дается оценка соответствия и эффективности кожевенного производства международным экологическим нормам и стандартам. В апреле прошлого года по итогам очередного такого аудита мы продлили серебряный статус LWG на два года, то есть до апреля 2020 года, подтвердив таким образом достаточно высокий уровень экологической безопасности нашего производства. Более того, завод «Русская кожа» является одним из немногих предприятий в кожевенной отрасли, которое способно повторно использовать химические растворы. Проще говоря, мы стараемся минимально потреблять, максимально очищая.

Каковы дальнейшие планы по развитию производства?

В ближайшее время мы постараемся увеличить количество наших партнеров и видов выпускаемой продукции. Прежде всего, это относится к техническим кожам — автомобильным, авиационным, железнодорожным. Кропотливо над этим работаем. Есть и очень современные наработки: мы намерены выпускать продукцию для нового российского среднемагистрального самолета МС-21. Сейчас расширяется круг наших партнеров из автопрома. Мы встречаемся с ними, обсуждаем совместные планы. Определенные надежды связываем и с производством товаров народного потребления, и того, что необходимо для других отраслей (костюмов сварщиков, например, и иной спецодежды). С нашими коллегами и партнерами из научно-исследовательских институтов ведем разработку кож для средств индивидуальной защиты. В ближайшее время мы продолжим инвестировать в цифровизацию производства, улучшать условия труда нашего коллектива. Для отечественной легкой промышленности, и в частности кожевенной, если говорить честно, сегодня не самые легкие времена. Натуральные материалы вытесняются искусственными, потребление кожи сокращается. Все это заставляет нас быть более собранными, более мобильными, более конкурентоспособными, умеющими перестраивать производство, чтобы соответствовать современным требованиям в быстро меняющихся условиях рынка. Вместе с тем, мы чувствуем уверенность в завтрашнем дне. У нас есть еще немало точек роста, и, думаю, нам хватит сил и энергии для достижения новых высот.